Индекс потребительских цен страны

·

·

2 мин.

Индекс потребительских цен в стране

Фундаментальная статистика способна оказать на фондовые, товарно-сырьевые и валютные рынки относительно серьезное влияние. И пусть оно несет локальный краткосрочный характер (подобную публикацию статистики рынок отыгрывает за несколько часов или еще быстрее), для скальперов это возможность заработка, для начинающих трейдеров — сигнал к временной приостановке торговли, для остальных трейдеров — источник информации для более детального анализа.

Что такое CPI

CPI (Индекс потребительских цен страны) — это индекс, рассчитываемый для фиксированной группы товаров, из которых состоит потребительская корзина среднестатистического жителя страны за фиксированный период времени. У каждой страны свой подход к расчету индикатора, хотя общий порядок формирования статистики рекомендован МВФ, ЕБРР и ООН. Например, в США за основу берется стоимость около 300 товаров и услуг в 85 основных городов. В Великобритании — около 350, в Германии — около 475 товаров. В России методика расчета утверждена законодательно (хотя регулярно пересматривается), потребительская корзина включает чуть более 150 товаров и услуг.

Сравнение индекса потребительских цен страны по текущему году происходит по отношению к базовому (то есть к взятому за основу, эталонному, где цены были наиболее стабильны).

Проблемы расчета и интерпретации индикатора:

  • Значение индекса весьма приблизительное, так как можно долго спорить о составе потребительской корзины, объемах товаров и о том, какой год и по каким критериям называть базовым.
  • Нет единой методики расчета. Если в основу потребительской корзины будет входить минимально жизненно необходимое количество товаров, то значение индикатора будет меньше и увеличение оплаты труда (связанный с показателем CPI) не компенсирует реальный рост инфляции.
  • Государство может искусственно корректировать индекс. Например, установив планку цены для отдельно взятых товаров или создать искусственный спрос для госрезерва. Индикатор не будет в полной мере отражать реальное состояние экономики.
  • Индикатор показывает только количественное изменение, которое не учитывает изменение качества. Например, если базовым годом для 2018 является 2010 год, то и компьютер, учитывающийся в индикаторе, будет иметь разные технические характеристики (за 8 лет технологи ушли далеко вперед).

Отсутствие единого подхода к расчету индикатора и погрешность статистики (цены на товары разные в зависимости от региона) привели к тому, что было создано несколько методик определения показателя:

  • Индекс Лоу. Методика разработана в 1823 году и, несмотря на вносимые изменения, существует до сих пор. Позволяет оценивать корзину из любого количества товаров. Наборы товаров могут быть представлены как в среднеарифметическом, так и среднегеометрическом выражении.
  • Индекс Лайсперса и индекс Пааше. Используются реже и только в тех случаях, когда нужно точно указать сумму фактических расходов субъектов хозяйствования.

В сравнении  с учетной ставкой и NFP он оказывает куда менее значительное влияние на рынки. Но он относится к базовым. Например, на его основе проводится перерасчет заработной платы или социальных выплат. В США индикатор публикуется 15 числа раз в месяц.

Рост значений индикатора говорит о том, что растущие цены снижают покупательскую способность и разгоняют инфляцию. Потому для развивающихся стран это скорее отрицательная тенденция. Для развитых стран ситуация иная. Например, в Японии руководство страны наоборот пытается разогнать инфляцию и здесь рост индикатора будет рассматриваться инвесторами как положительный сигнал. Ситуация, когда CPI оказывается ниже 0, означает дефляцию.