Массовая психология в трейдинге — это поведение и эмоциональная реакция большинства, которые часто двигают рынок в определенном направлении. Большинством могут быть отдельные крупные игроки – инвестиционные фонды, банки. И мелкие игроки – розничные трейдеры, которые открывают сделки по ходу тренда, ускоряя тем самым его движение.
Рынки часто движутся не только из-за объективных фундаментальных факторов, но и из-за эмоциональной реакции толпы: жадности, страха, паники и эйфории. Понимание и использование этой психологии могут помочь трейдеру спрогнозировать изменения на рынке и принять более обоснованные решения.
Роль большинства в ценообразовании на финансовых рынках
1. Эмоции на рынке: страх и жадность.
Одни из основных эмоций, которые управляют рынками, — это страх и жадность:
- Страх заставляет трейдеров массово продавать активы при первых признаках неопределенности или потерь, вызывая падение рынка.
- Жадность провоцирует рост, когда трейдеры начинают активно скупать активы в надежде на дальнейший рост цены, что создает на рынке пузырь.
2. Механизмы массовой психологии в трейдинге.
- Эффект толпы. Люди склонны копировать действия окружающих. Когда большая группа участников рынка начинает покупать или продавать активы, большинство трейдеров присоединяются к тренду, часто не принимая во внимание фундаментальные показатели.
Для розничного трейдера это выглядит так: в СМИ появляется новость «Снижение учетной ставки ФРС на 50 базисных пунктов – это первые признаки рецессии. Нужно срочно продавать доллар». После заседания ФРС трейдер видит тренд в сторону роста цены евро, сопоставляет тренд с новостью в СМИ и продает доллар. Хотя о рецессии речь не идет в принципе. Наоборот, снижение ставки вызвано оживлением экономики.
- Эффект самореализации. Ожидания участников рынка могут создавать самореализующиеся прогнозы. Если большинство трейдеров ожидают падения или роста цены, они начинают действовать в соответствии с этими ожиданиями, что приводит к реальному изменению цены.
У акций компании вроде бы повода для роста нет. Но кто-то сказал, что компания перспективная. Люди начинают скупать бумаги, они соответственно растут.
- Паника и эйфория. В периоды высокой волатильности на рынке могут возникать массовые панические или эйфорические настроения. Эти настроения могут искажать реальную стоимость активов. Например, во время пузырей цены активов могут существенно превышать их фундаментальную стоимость, а во время краха могут падать ниже справедливой цены.
В случае с пузырями им свойственно лопаться. Когда цена растет необоснованно, ее скупают краткосрочные спекулятивные инвесторы. На пике цены они продают актив, цена возвращается к равновесному уровню, так как долгосрочные инвесторы продолжают держать актив.
В случае с падением такого эффекта нет. Инвесторы избавляются от дешевеющего актива как можно быстрее. Но доверие пропадает и вряд ли они снова купят актив, на котором потеряли деньги.
3. Как идентифицировать массовую психологию на рынке.
- Технический анализ. Определенные модели поведения трейдеров отражаются в графиках цены. Например, паттерны «двойная вершина» или «голова и плечи» могут свидетельствовать о том, что толпа достигает пика жадности или страха. Еще один часто встречающийся паттерн – пин-бар. Его длинная тень в сторону тренда говорит о том, что тренд оканчивается.
Любой паттерн – это отображение психологии большинства.
- Индикаторы настроений. Это инструменты, показывающие настроения участников рынка. Сюда относятся индекс страха и жадности, объемы торгов, и процент бычьих или медвежьих позиций в активах. Индикаторы настроений показывают, каково соотношение оптимистов и пессимистов на рынке.
Вопрос в том, как они рассчитываются и откуда берутся вводные данные. Например, индикаторы настроений у отдельного брокера могут оказаться маркетинговым ходом или «пустышкой». Инсайд: один из брокеров не мог технически организовать функционал вывода мнений по итогам голосования на своем сайте. Люди голосовали за рост или падение цены, но на экран выводились данные средних скользящих для таймфрейма D1.
- Объем торгов. Увеличение объемов торговли может указывать на рост на рынке эмоциональности — паники или эйфория. Большие объемы при сильных движениях рынка часто сигнализируют о том, что рынком движет большинство.
И здесь вопрос в данных для расчетов. На Форексе нет единого агрегатора, собирающего данные об объемах. Кроме того роль играет также и количество заявок. Если в стакане цен количество заявок увеличилось в 10 раз, объемы растут. Если появилась одна заявка с большим объемом – ценой манипулирует маркетмейкер. Хотя и в первом случае мелкие заявки также могут быть выставлены одним игроком.
- Новости и медиа. Влияние новостей и общественных настроений также может оказывать сильное влияние на настроения. Если СМИ начинают активно обсуждать рынки (например, растущие цены на определенные активы), это может указывать на то, что они что-то знают. Хотя СМИ также используются для манипуляций сознанием толпы.
4. Как использовать массовую психологию в трейдинге
- Контртрендовое мышление. Принцип «покупай, когда на рынке страх, и продавай, когда эйфория» основан на использовании массовой психологии против толпы. Трейдеры, которые действуют противоположно массовым настроениям, могут найти выгодные возможности для входа или выхода из позиции.
С другой стороны, идти против тренда не всегда правильно. Например, покупать дешевеющие акции (усредняться) имеет смысл тогда, когда есть 100% уверенность в восстановлении цены. Иначе это убыток.
- Фиксация прибыли в моменты эйфории. Когда рынок на пике эйфории, цены могут быть искусственно завышены. Опытные трейдеры фиксируют прибыль на таких уровнях, предвидя возможную коррекцию или падение.
Здесь главное не быть жадными. Обидно продать актив, который еще не достиг ценового пика. Но можно и упустить момент продажи. Правильная стратегия – постепенное уменьшение позиции. Например, продажа 10% акций по мере роста цены на каждые 5 USD.
- Торговля по тренду. Многие успешные трейдеры используют массовую психологию, следуя за толпой. Тренд может продолжаться дольше, чем кажется логичным, поэтому следование за трендом (пока он не проявляет явных признаков разворота) может быть выгодной стратегией.
И трендовые, и контртрендовые стратегии имеют свои риски. Лучше просто стараться брать прибыль из движения в любом направлении.
5. Торговые стратегии, основанные на массовой психологии
- Торговля на разворотах (контртрендовые стратегии). Идея состоит в том, чтобы находить моменты, когда толпа достигает пика паники или эйфории и цена актива может вскоре развернуться.
- Торговля на импульсах (следование тренду). Эта стратегия предполагает следование за толпой в направлении тренда, который, как правило, поддерживается массовой психологией на определенном этапе.
- Свинг-трейдинг. Торговля на коррекциях, с использованием локирования на случай глубоких коррекций и разворота тренда.
- Скальпинг. Скальперам не принципиально наличие тренда в принципе.
Еще один индикатор психологии толпы – волатильность. Когда волатильность резко растет, это говорит о том, что большинством руководят эмоции. В эти моменты можно забирать из каждого тренда максимум, но нужно учитывать, что на волатильных рынках тренд разворачивается внезапно. Не хотите рисковать – работайте с активами с низкой волатильностью.
Что почитать: «Кто на рынке – толпа?», «Роль слухов в формировании рыночных трендов», «Индикаторы психологии толпы на рынке».