В предыдущих обзорах неоднократно рассматривались варианты мошенничества с помощью фишинговых сайтов, рассылок, писем со встроенными вирусами. Цель мошенников – получение личных данных. Паролей к банковским картам, брокерским аккаунтам, кошелькам. Или получение от жертвы денег любыми путями. Но у этих способов есть существенный недостаток – они дают жертве время подумать. Потому в СНГ в последнее время активизировались телефонные мошенники. Жертва вынуждена быстро принимать решение и вследствие растерянности допускает ошибку.
Противодействие телефонным мошенникам
Многие из нас не любят «заморачиваться» с паролями. И о менеджерах паролей слышат впервые. Есть одна электронная почта, один номер телефона и 1-2 пароля, который ставится на все аккаунты/кабинеты. Мошеннику достаточно получить один пароль и он автоматически получит доступ ко всем вашим личным данным.
Основные схемы, по которым действуют телефонные мошенники:
- Продление договора. Звонок от имени мобильного оператора с предупреждением о том, что договор заканчивается и номер абонента будет передан другому человеку. Хотя договор бессрочный и действует по мере оплаты услуг. Для продления договора достаточно продиктовать код из SMS. Код дает мошеннику доступ к порталу «Госуслуги».
- Звонок от «Госуслуг». Псевдопредставитель сообщает о подозрительной активности и вероятности оформления кредита на третье лицо. И спрашивают, не звонил ли кто с просьбой передать код из SMS. Дополнительно могут сообщать, что уже начато оформление кредита и т.д. Цель – вызвать доверие к звонящему и панику. Решить проблему можно, но прямо сейчас. После чего идет выпытывание личных данных.
- Изменение тарифного плана, акции от оператора. Все что угодно, что может заинтересовать жертву и убедить ее дать код из SMS.
Попутно мошенники могут уточнять, какие аккаунты и где у вас есть. Есть ли криптовалютный кошелек, с каким брокером работаете и т.д.
Что делать:
- Не передавать личные данные никому из посторонних людей. Никакие коды, пароли, сид-фразы и т.д.
- Сомневаетесь – попросите паузу и перезвоните оператору. Может оказаться, что оператор совсем не в курсе предыдущего звонка.
- Вы можете изменить пароль, адрес почты/телефона без оператора – в Личном кабинете. Волноваться имеет смысл тогда, когда доступ к Личному кабинету отсутствует.
- Не ленитесь. Старайтесь придумывать уникальные пароли к каждому аккаунту. Периодически их меняйте.
Что почитать: «Наиболее частые мошенничества и фишинг», «Мошенничества с использованием искусственного интеллекта и методы борьбы с ним».