Поведенческая психология трейдинга с точки зрения науки

·

·

3

мин.

behavioral-psychology

Интуиция – насколько она полезна или нет в принятии решения? «Акции растут – нужно покупать» — логичное решение, но эмоциональное. Потому что не проведен анализ причин роста. И эмоции в трейдинге скорее вредят, чем приносят пользу. Но часто эмоциональные решения даются человеку проще, чем рациональные. Эмоциональные – они приходят мгновенно и требуют усилий. Рациональные решения требуют «напрячь мозг». Сознание человека идет по более простому пути, автоматически предлагая интуитивные решения.

Научная психология говорит о том, что есть два способа принятия решений: сознательное и бессознательное. Сознательная часть – рациональность, логика. Бессознательная часть – интуиция, накопленный опыт, реакция, привычка.

  • Исследования показывают, что сознательная часть занимает всего 8-10% работы мозга.

Идеологом поведенческой экономики является нобелевский лауреат по экономике Даниэль Канеман. В своих исследованиях он ищет взаимосвязь между тремя секторами: психология, экономика и социология – как составляющие поведенческой науки. Он ввел понятие Моделей:

  • Модель 1 – принятие решения быстро, но эмоционально и бессознательно.
  • Модель 2 – принятие решения медленно, но осмысленно.

Он указывает на то, что именно скорость принятия решения помогала выживать в дикой природе, обществе. Когда кто-то нападает – нет времени думать. Нужно или отвечать или бежать. Но в трейдинге у Модели 1 есть слабые стороны.

  1. Стереотипы.

Не задумываясь ответьте на вопросы:

  • Столица России — …
  • В лесу родилась — …
  • Кто – в лес, кто по — …

Мозг отвечает на эти вопросы автоматически. Но если поставить вопросы несколько иные вопросы:

  • Часть тела — …
  • Фрукт — …

В первом случае чаще всего отвечают «Нос» или «Глаза», во втором – «Яблоко». Но в трейдинге действовать за большинством – не всегда правильная стратегия.

2. Эвристика репрезентативности.

Эвристика репрезентативности — когнитивное искажение, при котором люди оценивают вероятность или типичность события, опираясь на его сходство с известными примерами или стереотипами, а не на реальные статистические данные. Например, вы видите человека в очках и с книгой. Первая мысль – он ученый или профессор. Вы опираетесь на стереотипном сходстве образа, не обращая внимание на другие статистические данные. Он может оказаться актером или человеком с плохим зрением, купившим книгу на подарок.

Канеман рассматривает другой пример. Есть девушка, имя – Линда. Ей 31 год, мужа еще нет, активно принимала участие в антиядерных демонстрациях, увлекается философией, интересуется социальной справедливостью.

Что наиболее вероятно:

  • Линда работает в книжном магазине и увлекается йогой.
  • Линда работает в социальных службах и ей нравится медитация.
  • Линда – банковский кассир.
  • Линда – кассир и феминистка.

Интуиция проводит аналогию между увлечением Линды социальной справедливостью и социальными службами. Кто-то интуитивно проведет параллель между социальной справедливостью и феминизмом. Но речь в вопросе идет о статистической вероятности. И с точки зрения вероятности правильным будет третий ответ. Вы с большей вероятностью встретите на улице кассира банка, чем кассира-феминистку или увлекающегося медитацией социального работника.

Пример подчеркивает важность рационального принятия решения вместо интуитивно стереотипного.

3. Эвристика диспозиции.

Эвристика диспозиции в трейдинге — склонность трейдеров удерживать убыточные позиции слишком долго и продавать прибыльные активы слишком рано. Закрытие сделок в плюс приносит удовлетворение на эмоциональном уровне. На этом этапе может возникать страх «а вдруг цена развернется и я не успею зафиксировать прибыль». Интуитивно срабатывает принцип «лучше синица в руках».

Еще сложнее закрывать убыточные сделки. Трейдер не готов признавать ошибку, потому что это ведет к самокритике. И интуитивно мозг пытается этого избежать.

  • Правило трейдинга – сокращайте убыток, прибыль должна расти. Автоматизируйте трейдинг, чтобы уйти от эмоциональных решений.  

4. Привычка.

    Людям свойственно делать то, что они привыкли. Ходить одним и тем же маршрутом, открывать сделки по одним и тем же сигналам. Это происходит интуитивно, на автоматизме, на опыте. То же самое в инвестировании: инвесторам свойственно покупать бумаги только технологических гигантов или биотехнологических компаний, игнорируя необходимость диверсификации.

    5. Якорение.

    Привязка к прошедшим событиям. Например, страх повторения кризиса 2008 года или пандемии. В небольшой коррекции человеку будет свойственно видеть начало ценового разворота.

    Модель 2 – рациональность в принятии решения. Достаточный сон, правильное питание, отсутствие перегрузки нервной системы, регулярные небольшие перерывы – залог успеха.

    Вывод. Парадокс, но 80% людей игнорируют простейшие правила – отдых, анализ, защита от стресса. Хотя на практике Модель 2 ненамного сложнее первой. Первая модель – модель интуитивного принятия решения – имеет много ловушек, в которые человек попадает из-за специфики мышления. Кажущие очевидными решения оказываются ложными. У интуиции преимущество – скорость. Но часто к ней требуется логика и рациональность.