IPO-Cryptocurrency

Сколько стоит IPO криптовалют

IPO криптовалют или ICO – выход криптовалютного стартапа «в свет»: прохождение листинга бирж, размещение токенов в массовой продаже и т.д. Пример стартапа Merlin показывает, что на волне хайпа очередного криптовалютного направления на рынках появляется множество скам-проектов. Они выходят на IPO/ICO, активно продвигают в СМИ, социальных сетях и с помощью других маркетинговых каналов свои легенды, собирают сливки с доверчивых инвесторов и исчезают. Вопрос в том, насколько это выгодно? Сколько стоит создать с нуля криптовалютный стартап, вывести его на биржи, и затем его «уронить»? На этот вопрос попробовали ответить аналитики аудиторской компании «Большой четверки» PwC.

IPO криптовалют: этапы создания и окупаемость

У желающих выйти на IPO криптовалют цели могут быть кардинально разные. Для кого-то это привлечение дополнительных инвестиций в стартап, для кого-то – быстрее окупить созданную пирамиду. Тем, кто нацелен на долгое существование, IPO криптовалют дает много преимуществ:

  • Дополнительное инвестирование. Приток внешнего капитала, который можно направить на дальнейшее развитие и оптимизацию.
  • Легализация и получение авторитета. Вы обратили внимание, что есть много рекламы криптовалют, которых нет в списке CoinMarketCap? Листинг подобных порталов и включение в список инструментов бирж – это доверие. Это означает, что стартап прошел хотя бы какой-то независимый аудит.
  • Репутационный бонус. Получение тикера – гарантия некоторой прозрачности.

Маркетинг – одна из главных и затратных составляющих любого IPO/ICO. По оценкам аудиторов, в среднем на рекламу уходит около 7-10% привлеченных инвестиций.

Структура расходов выглядит так:

  • Комиссия андеррайтеров IPO.
  • Расходы на юридическое сопровождение.
  • Расходы на аудит, финансовые консультации.
  • Регистрационные расходы, биржевые сборы.
  • Сбор за листинг.
  • Другие расходы.

Этот список в большей степени касается тех криптовалютных компаний, которые пытаются выйти на биржевой фондовый рынок. И хотя для мира цифровых технологий из-за проблем с регуляцией это кажется невозможным, только за первые 6 месяцев 2021 года было проведено почти 700 IPO, собравших 140,3 млрд долл. США.

Комиссия андеррайтеров и других сопровождающих сделку организаций составляет около 3,5-7% привлеченных инвестиций. Причем процент комиссии зависит от капитализации проекта. Для стартапа с капитализацией более 1 млрд USD комиссия минимальная – 3,5%. Для стартапов с капитализацией до 100 млн USD – максимальная, 7%.

Затраты на юридическую поддержку составляют несколько тыс. долл. США, затраты на регуляторные сборы для биржевого рынка зависит от количества акций. Правда, криптовалютные стартапы не торопятся выходить на IPO, предпочитая сначала ICO с увеличением оценочной стоимости стартапа. Взнос за листинг колеблется от 50 до 300 тыс. USD.

Итого: стартап, который планирует привлечь хотя бы 100 млн USD должен быть готов потратить на это от 2 до 16 млн USD. Для стартапа, нацеленного на привлечение 1 млрд USD, эта сумма составит 45-200 млн USD.

Теперь вернемся к недавно соскамившемуся, но нашумевшему проекту Merlin, представляющему собой агрегатор в DeFi-направлении. До IPO стартап не дошел, но вполне успешно заявил о себе на ICO.

Перед падением котировок капитализация стартапа составляла около 1,3-1,6 млн USD. На момент ICO эта сумма составляла около 3,3 млн. Если руководствоваться статистикой аудиторов и суммами фиксированных сборов, то выход на ICO мог составить около 0,5 млн USD, то есть около 1/6 капитализации стартапа. Еще около 1 млн стоила разработка платформы с нуля (не путать с затратами 50-200 тыс. на проработку и продвижение HYIP). Какая сумма осталась на руках разработчиков, сейчас уже сказать сложно, но по действующим стартапам можно увидеть концентрацию денег на определенных кошельках. Если предположить, что разработчики владели на момент ICO как минимум 50% монет, успели их частично сбросить до скама и сбросить остаток перед скамом, то можно сказать, что идея окупилась.

Вывод. Выход криптовалюты на IPO и ICO – хотя мероприятие и затратное, но вполне окупаемое при условии, что разработчики не пожалеют бюджет на маркетинговое продвижение. Отчасти эта модель напоминает традиционные хайпы. Разница только в том, что инвесторы хайпов знают о предшествующем скаме, а разработчики хайпов не вкладывают в проект большие деньги. Скам критовалютных ICO спрогнозировать сложнее. Но один из показателей – количество токенов, которое остается на руках у разработчиков или их концентрация на отдельных кошельках. Если 50% токенов размещены на 5 кошельках – перед вами потенциальный скам.