Metaverse

Фейсбук превращается в Метавселенную Metaverse

28 октября Марк Цукерберг сообщил о полном ребрендинге Faceebook и новом названии Meta. Причиной послужило то, что FB ассоциируют с социальной сетью, тогда как Цукерберг хотел бы видеть в платформе нечто большее, чем просто коммуникации. По его мнению, социальные сети – это прошлый век, потому его корпорация приступает к разработке платформы нового поколения – Metaverse, Метавселенной виртуальной, дополненной и смешанной реальности.

Первому игроку приготовиться

Метавселенная – виртуальный мир, в котором каждый сможет реализовать любые свои желания. Аккаунт в виртуальном мире будет привязан к аккаунту социальной сети. При обнулении аккаунта (гибели аватара) участник Метавселенной восстанавливается и начинает свою существование в виртуальном мире заново.

  • VR – виртуальная реальность. Полностью компьютеризированный мир, в который человек погружается с помощью гаджетов.
  • AR – дополненная реальность. Человек видит реальный мир, на который накладываются виртуальные элементы.

Идея Метавселенной на основе виртуальной реальности хорошо раскрыта в фильме 2018-го года «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга по книге Эрнеста Клайна. С помощью гарнитуры, тактильных костюмов, очков пользователи перемещались в виртуальный игровой мир, где могли выполнять любые действия. За выполнение заданий начислялись монеты, на которые можно было покупать артефакты.

Нечто подобное планирует разработать и Metaverse. Корпорация создаст виртуальное пространство, в котором каждый человек может мгновенно переместиться в комнату другого, с сохранением эффекта присутствия. Акцент будет сделан в первую очередь на игровом пространстве, которое заменит реальную жизнь.

Дополнительно к разработке самого виртуального мира Metaverse будет производить гаджеты – шлемы, видеокамеры, очки, костюмы с тактильными элементами. Для Метавселенной будет создана единая система аккаунтов Meta, охватывающая все соцсети компании, гарнитуру Oculus Quest, дисплей Portal и будущие гаджеты Meta. Будет разрабатывать сопутствующее ПО. Первые наработки Цукерберг собирается представить через 3-5 лет, на проект предварительно будет потрачено около 10 млрд долл. США.

Где применить VR и AR

Устройства виртуальной реальности продаются уже практически на каждом шагу, с разработками AR пока что сложнее. Одной из ведущих корпораций в области разработки VR и AR является Apple. Одна из самых ожидаемых ее новинок – гарнитура и очки дополненной реальности Apple Glasses.

Предполагается, что гарнитура смешанной реальности появится уже в 2022 году. Она будет оснащена дисплеем Sony Micro-OLED, несколькими оптическими модулями, 12 камерами для захвата окружения и сенсорами для рук. Очки дополненной реальности появятся в продаже только в 2025 году, хотя предполагалось, что с прототипом можно будет познакомиться в 2021-2023 годах. После очков корпорация займется разработкой контактных линз, которые обещает представить к 2030 году.

Одна из самых распространенных областей применения VR – развлекательная индустрия (компьютерные игры, кинотеатры и т.д.). Но в последнее время технологии виртуальной реальности стали применять в обучении и медицине. Например, с ее помощью на тренажерах обучают военных, пилотов, водителей. VR помогает больным с плохим зрением и болезнью Альцгеймера.

Технология AR также распространена в играх. Одна из наиболее известных – Pokemon Go. Еще несколько вариантов, где могла бы пригодиться дополненная реальность:

  1. Туризм. Вместо тесных ситибасов и скучных музейных аудиогидов пользователь сможет выбрать по тестовой минуте и закачать того виртуального гида, который понравится больше всего.
  2. Создание виртуальной рабочей среды. Это особенно актуально с переходом на удаленную работу и общением через конференцсвязь.

Несколько лет назад предлагалась идея распознавания лиц прохожих и отображения их профилей в соц.сетях. И хотя от этой идеи отказались из-за нарушений правил конфиденциальности, скоро технология AR войдет в повседневную жизнь.

Вывод. До окончания ребрендинга еще далеко, потому Facebook еще долго останется классической социальной сетью. Но вектор развития Цукербергом уже обозначен – корпорация собирается конкурировать с Apple, Google, Microsoft в области разработок виртуальной реальности. И она явно отстает от конкурентов. Но преимущество FB – криптовалютные наработки. Пока конкуренты занимаются разработкой именно гаджетов для AR/VR, Фейсбук собирается построить сам материю виртуальной вселенной, привязать активы в ней к NFT и запустить криптовалюту внутри Metaverse как платежную единицу. Разработки Libra у Цукерберга уже есть. Впереди эра новых технологий!