Эволюция Initial Dex Offering – ликбез для криптовалютных инвесторов

·

·

3 мин.

Initial Dex Offering – алгоритм вывода новых криптовалют на рынок, пришедший в 2020 году на смену ICO. В 2017-2018 годах модель ICO была одним из самых популярных направлений инвестирования. Говоря финансовым языком, ICO – это аналог фондового IPO. Разработчики платформы заинтересованы в привлечении инвесторов и запускают продажу токенов/альткоинов еще на самом старте, когда фактически ничего нет. Для инвесторов это риск – платформа может оказаться пустышкой. Но публичное размещение с помощью ICO выводит монеты платформы на биржевые площадки. Если стартап интересен инвесторам, его монеты взлетают в цене и те, кто вложился в момент presale, оказываются в большом плюсе.

Бум со стороны инвесторов привел к появлению большого количества «пустышек» — стартапов-однодневок, исчезающих после сбора денег. Это дискредитировало сам механизм ICO и криптовалютное сообщество начало разрабатывать новые, более надежные алгоритмы вывода монет на рынок, которые бы защищали интересы инвесторов, но в то же время давали возможность действительно качественным стартапам привлечь инвестиции. Так была разработана модель IDO.

Что такое Initial Dex Offering

IDO (Initial Dex Offering) – модель привлечения денег инвесторов в проект, которая позволяет собирать деньги при посредничестве децентрализованной биржи (DEX) с использованием пулов ликвидности. Пул ликвидности – это валютные пары основных криптовалют и стейблкоинов. Например, USDT/BTC. Преимущество такого подхода – контроль за размещением со стороны биржи, возможность быстро разместить деньги. Так как у стейблкоинов отсутствует волатильность, мгновенная конвертация в обе стороны снижает риски инвесторов потерять деньги из-за резкой просадки всего рынка. IDO получило наибольшее распространение среди DeFi проектов.

От ICO к IDO модель привлечения прошла относительно длинный путь:

  1. ICO (2017-2018). Алгоритм предусматривал продажу токенов всем желающим. Разработчик создавал смарт-контракт для продажи токенов за ВТС или ЕТН. Спрос был столь велик, что разработчику не нужно было даже раскрывать данные о себе и проекте – инвесторы вкладывали деньги, особо не разбираясь. Это стало причиной для роста мошенничества – в 2018 году около 80% платформ стали скамом. Не считая те платформы, которые привлекли деньги на пресейле и даже не вышли на ICO.
  2. STO (2018). Массовый скам ICO повлек за собой судебные разбирательства, тем самым вынудив взять ситуацию под контроль регуляторов. Роль главного регулятора взяла на себя Комиссия по ценным бумагам США SEC. Основным требованием регулятора стало соответствие ICO законам об эмиссии и распространении ценных бумаг. Идея STO протянула недолго. Она действительно помогла отсеять заранее провальные стартапы, но разработчикам модель не подошла. Для привлечения денег разработчики должны были пройти аккредитацию или получить лицензию инвестиционных фондов. Накладывались ограничения и на инвесторов – доступ к STO мелкому частному капиталу был закрыт.
  3. IEO (2019). Разработчики и регуляторы попытались найти компромиссное решение, которое бы позволило снизить риски частных инвесторов и в то же время хотя бы частично соблюсти требования регуляторов. В модель были вовлечены централизованные биржи, на которых легла функция эмиссии и обеспечения инфраструктуры. Чем раньше занимались разработчики, стали заниматься биржи. Здесь выигрывали все: биржа проверяла стартап перед запуском привлечения денег, выступая своего рода гарантом. Регуляторы держали все под относительным контролем: биржи – юридические лица с вполне реальной регистрацией. Инвесторы получали гарантию того, что стартап жизнеспособный.

IEO – рабочая модель вывода стартапа на криптовалютный рынок с четким распределением задач между всеми участниками процесса. В отличие от ICO, здесь маркетинг, организацию привлечения, запуск размещения берет на себя биржа. За это она получает комиссию и часть монет стартапа. От разработчика требуется убедить биржу в перспективности идеи и частично поделиться деньгами еще до момента привлечения. Именно второй момент стал основной преградой. Разработчики не захотели нести дополнительные издержки. Начали вставлять «палки в колеса» и биржи, выставляя предвзятые требования в своих интересах отдельным проектам.

Initial Dex Offering – новый тренд, модель которого предполагает привлечение вместо централизованных бирж децентрализованных. Привлечь деньги с помощью IDO может каждый пользователь DEX. Нужно запустить активацию соответствующего контракта, пройти регистрацию нового токена и решить вопрос с обеспечением ликвидности пула. По сути это аналог ICO, но разработчик не занимается вопросами листинга. Инфраструктурной разработкой для продажи токенов занимается DEX.

О том, как проводится Initial Dex Offering, вы узнаете в следующем обзоре.

Рубрики:

Теги: