Энрон и его «Кактусы»: история самой масштабной финансовой аферы США (часть 3)

·

·

2 мин.

компания Enron

Вся красота схемы, созданной компанией Enron в том, что она просто использовала прорехи в законодательстве. Даже аудиторы, частично владеющие ситуацией, дали разрешение на проведение секьюритизации. Компания не скрывала доходы, как это делает большинство. Она скрывала убытки, списывая их со своего баланса на компании-прокладки. Масштаб схемы был неизвестен как раз благодаря тому, что SPE регистрировались в оффшорах и связь с ними, естественно, нигде не афишировалась.

Компания Enron: обратная сторона схемы секьюритизации

Схема секьюритизации действовала в США давно. И здесь наиболее показателен пример ипотечного рынка. Банки выдавали ипотечные кредиты под залог недвижимости. Формировали пулы из кредитов, эмитируя закладные, обеспеченные этой самой недвижимостью. Закладные реализовывались инвестиционным, пенсионным, страховым фондам. Те, в свою очередь, выпускали деривативы (свопы, опционы), которые выкупались рядовыми инвесторами. Система рухнула в 2008 году, когда оказалось, что возвращать кредиты, а следовательно и платить конечным инвесторам по долговым обязательствам, некому.

Компания Enron сделала все то же самое с одним уточнением: организаторы схемы знали, что в результате временного разрыва между покупкой ресурса и его оплатой цена изменится. Да и административные затраты на схему тоже стоили денег, а значит убыток был неизбежен.

Теневая бухгалтерия Enron

Напомним: Энрон покупала ресурсы и продавала их потребителям по долгосрочным контрактам. Как такой доход учитывать на балансе? Было бы логичным вносить его в баланс в момент выполнения обязательств, то есть по факту оплаты потребителем. Но тогда оплату пришлось бы вносить каждый год частями. Фастов и Скиллинг решили иначе. Если договор поставки с потребителем — сам по себе гарантия оплаты (что сомнительно), то почему бы не внести всю сумму планового дохода в баланс в первый же год?

У такой системы учета дохода в бухгалтерии есть название — mark-to-market accounting. Приведем упрощенный пример. Представьте, что вы инвестор, готовый подать налоговую декларацию. Вы купили ценные бумаги и собираетесь их продать. Теоретически в декларации вы укажете доход от их продажи только после самой продажи. Схема mark-to-market accounting работает иначе.

Предположим, что вы летом купили бумаги трех компаний:

  • А — 20 дол. США.
  • В — 10 дол. США.
  • С — 30 дол. США.

Через три месяца (то есть в том же финансовом году) стоимость бумаг меняется:

  • А — 18 дол. США.
  • В — 15 дол. США.
  • С — 22 дол. США.

Так как бумаги вы продавать не собираетесь, вы имеете нереализованный убыток 5 дол. США. В бухгалтерии делается переоценка бумаг так, будто их продали и снова купили. Хотя ценные бумаги не продаются, в балансе отражается убыток, который занижает налогооблагаемую сумму.

Фастов и Скиллинг решили поступить полностью наоборот. Вместо того, чтобы занижать прибыль, они решили ее увеличить с целью получения более высокого рейтинга. Прибыльные активы переоценивались в пользу роста, убыточные переносились на баланс SPE. Всех устраивал быстрый рост Энрон, а в чем была его суть, задумываться никто не хотел. На руку корпорации играло то, что SPE были задействованы в строительстве долгосрочных объектов, что позволяло растягивать долги, тем самым успокаивая бдительность инвесторов. Но рано или поздно это должно было закончиться.

Как оказалось позже, в схеме принимали участие и политики. Известно о 71 случае «пожертвований» сенаторам, закрывавшим глаза на слишком уж очевидные противоречия. Компания Enron — это яркий пример того, что даже самый прибыльный актив может превратиться в убыточный за несколько дней. И учитывая опыт Enron, «доткомов» и 2008-й год, можно с уверенностью сказать, что мы увидим еще не одну подобную пирамиду.