Провалившиеся стартапы периода доткомов

·

·

3 мин.

Кризис доткомов

Период с 1995 по 2000 год запомнился быстрым взлетом котировок акций компаний IT-сектора. За этот период технологический индекс NASDAQ вырос почти на 350%, чтобы в 2000-м году так же резко обвалиться. Кризис доткомов подарил миру Adobe, Amazon, eBay, но большая часть стартапов того времени канули в лету вместе с деньгами инвесторов. О них вы и прочтете в этом обзоре.

Стартапы, которые не пережили кризис доткомов

  1. Flooz. Рекламным лицом первого прообраза криптовалюты стала Вупи Голдберг. Но спасти компанию от краха она не смогла. Модель работы Flooz была несколько странной. Пользователи на сайте покупали сертификаты по курсу 1:1, которые затем можно было тратить в партнерской сети корпорации с некоторой скидкой. Предполагалось, что такая схема позволит решить при совершении платежа проблему ввода личных данных на сторонних ресурсах. Но отсутствие безопасности как раз и стало причиной провала – после взлома сайта и кражи части денег пользователей у Flooz начались проблемы. Кризис доткомов только усугубил идущий ко дну проект. Около 36 млн долл. США понадобилось на компенсацию убытков клиентам.
  2. GovWorks. За 3 года существования компании понадобилось 65 млн долл. США венчурных инвестиций. И хотя позже ей пришлось сократить большую часть сотрудников, банкротства избежать не получилось. В 1998 году стартап представил платформу для остлеживания госзакупок, но затем сервис преобразовался в портал по аналогии с «Гос.услуги». Провалился он по следующим причинам:
  • Внутренние споры разработчиков привели к несогласованности действий.
  • Агрессивная маркетинговая кампания шла вразрез интересам представителей муниципалитета.
  • Отдача оказалась меньше вложенных инвестиций.

В 2001 году деньги закончились – компания была продана.

  1. Boo.com. Компания поставила сомнительный рекорд, обанкротившись за 18 месяцев. Причем больше 50% денег было потеряно за 6 месяцев. На момент банкротства онлайн-ритейлер спортивной одежды имел 8 офисов в 5 странах и по версии журнала Fortune был одним из самых перспективных стартапов. Разработчики постарались сделать его уникальным:
  • Была добавлена возможность размещения 3D-модели одежды.
  • Был добавлен виртуальный помощник выбора одежды.

Ошибкой стала ориентация на пользователей с быстрым интернетом, которого в 1999 году не было почти ни у кого. Громоздкий сайт едва загружался, интерфейс был по тем временам запутанным. В 2000 году инвестиции иссякли и компанию продали по частям. Из вложенных 130 млн вернуть смогли только 2,5 млн.

  1. Pets.com. Интернет-магазин товаров для животных открылся в конце 1998 года и просуществовал всего 2 года. К моменту банкротства его акции подешевели в 14 раз. Примечательно, что основным инвестором проекта стал Джефф Безос, владелец и руководитель Amazon. В феврале 2000 года компания смогла привлечь 81,4 млн долл. США на бирже NASDAQ.

 Причиной банкротства стала классическая ошибка многих стартапов кризиса доткомов – завышенные расходы на PR, несоответствующие денежной отдаче. Несмотря на узнаваемость бренда, у Pets.com не было стратегического плана развития. Клиенты привлекались за счет рекламы и скидок, потому средний чек был относительно небольшой. Программное управление продажами и складскими запасами приходилось изобретать на ходу. Пузырь лопнул.

  1. Cyberian Outpost. После IPO стартап смог увеличить капитализацию до 1 млрд долл. США, но после кризиса доткомов его цена снизилась до 20 млн, из которых 11 млн понадобилось в счет оплаты долгов. Интернет-магазин компьютерного оборудования продавал товар напрямую розничным покупателям (в то время редкость). Сайт работал в 130 странах на 11 языках. С 1997 по 1999 год его выручка выросла в 20 раз, но доходы все равно не покрывали расходы. 6 лет стартап оставался убыточным и его руководство предпочло сдаться. На момент банкротства у Cyberian Outpost было 1,4 млн клиентов по всему миру и 4 млн посетителей сайта в месяц.
  2. The Globe. Первая социальная сеть, поставившая на то момент рекорд по привлечению денег с помощью IPO. В момент биржевого размещения стоимость акций стартапа выросла на 600%. Одна акция оценивалась в 97 долл. США, но через 2 года NASDAQ исключила акции компании по причине падения их стоимости ниже 1 долл. США. Тогда идея авторов Стефана Патернота и Тодда Крицельмана была революционной, но с приходом кризиса доткомов стартап рухнул. В 2007 году платформа прекратила свое существование.
  3. Webvan. В момент кризиса доткомов цена акции компании снизилась с 29 до 0,7 долл. США. Служба доставки Webvan в 2000 году понесла едва ли не самые рекордные убытки – 790 млн долл. США. На максимуме ее стоимость составляла 3,9 млрд долл. США. Ее поддерживали инвестиции Goldman Sachs, Yahoo!, но выйти в прибыль компании так и не удалось. В 2001 году компания обанкротилась.

Заключение. Есть мнение, что NASDAQ формирует новый пузырь. И по волновой теории он «выстрелит» в ближайшие 1-2 года. Пандемия не стала спусковым крючком. И это значит, что все еще впереди. Оставайтесь с FxCash – будьте на шаг впереди!