Период с 1995 по 2000 год запомнился быстрым взлетом котировок акций компаний IT-сектора. За этот период технологический индекс NASDAQ вырос почти на 350%, чтобы в 2000-м году так же резко обвалиться. Кризис доткомов подарил миру Adobe, Amazon, eBay, но большая часть стартапов того времени канули в лету вместе с деньгами инвесторов. О них вы и прочтете в этом обзоре.
Стартапы, которые не пережили кризис доткомов
- Flooz. Рекламным лицом первого прообраза криптовалюты стала Вупи Голдберг. Но спасти компанию от краха она не смогла. Модель работы Flooz была несколько странной. Пользователи на сайте покупали сертификаты по курсу 1:1, которые затем можно было тратить в партнерской сети корпорации с некоторой скидкой. Предполагалось, что такая схема позволит решить при совершении платежа проблему ввода личных данных на сторонних ресурсах. Но отсутствие безопасности как раз и стало причиной провала – после взлома сайта и кражи части денег пользователей у Flooz начались проблемы. Кризис доткомов только усугубил идущий ко дну проект. Около 36 млн долл. США понадобилось на компенсацию убытков клиентам.
- GovWorks. За 3 года существования компании понадобилось 65 млн долл. США венчурных инвестиций. И хотя позже ей пришлось сократить большую часть сотрудников, банкротства избежать не получилось. В 1998 году стартап представил платформу для остлеживания госзакупок, но затем сервис преобразовался в портал по аналогии с «Гос.услуги». Провалился он по следующим причинам:
- Внутренние споры разработчиков привели к несогласованности действий.
- Агрессивная маркетинговая кампания шла вразрез интересам представителей муниципалитета.
- Отдача оказалась меньше вложенных инвестиций.
В 2001 году деньги закончились – компания была продана.
- Boo.com. Компания поставила сомнительный рекорд, обанкротившись за 18 месяцев. Причем больше 50% денег было потеряно за 6 месяцев. На момент банкротства онлайн-ритейлер спортивной одежды имел 8 офисов в 5 странах и по версии журнала Fortune был одним из самых перспективных стартапов. Разработчики постарались сделать его уникальным:
- Была добавлена возможность размещения 3D-модели одежды.
- Был добавлен виртуальный помощник выбора одежды.
Ошибкой стала ориентация на пользователей с быстрым интернетом, которого в 1999 году не было почти ни у кого. Громоздкий сайт едва загружался, интерфейс был по тем временам запутанным. В 2000 году инвестиции иссякли и компанию продали по частям. Из вложенных 130 млн вернуть смогли только 2,5 млн.
- Pets.com. Интернет-магазин товаров для животных открылся в конце 1998 года и просуществовал всего 2 года. К моменту банкротства его акции подешевели в 14 раз. Примечательно, что основным инвестором проекта стал Джефф Безос, владелец и руководитель Amazon. В феврале 2000 года компания смогла привлечь 81,4 млн долл. США на бирже NASDAQ.
Причиной банкротства стала классическая ошибка многих стартапов кризиса доткомов – завышенные расходы на PR, несоответствующие денежной отдаче. Несмотря на узнаваемость бренда, у Pets.com не было стратегического плана развития. Клиенты привлекались за счет рекламы и скидок, потому средний чек был относительно небольшой. Программное управление продажами и складскими запасами приходилось изобретать на ходу. Пузырь лопнул.
- Cyberian Outpost. После IPO стартап смог увеличить капитализацию до 1 млрд долл. США, но после кризиса доткомов его цена снизилась до 20 млн, из которых 11 млн понадобилось в счет оплаты долгов. Интернет-магазин компьютерного оборудования продавал товар напрямую розничным покупателям (в то время редкость). Сайт работал в 130 странах на 11 языках. С 1997 по 1999 год его выручка выросла в 20 раз, но доходы все равно не покрывали расходы. 6 лет стартап оставался убыточным и его руководство предпочло сдаться. На момент банкротства у Cyberian Outpost было 1,4 млн клиентов по всему миру и 4 млн посетителей сайта в месяц.
- The Globe. Первая социальная сеть, поставившая на то момент рекорд по привлечению денег с помощью IPO. В момент биржевого размещения стоимость акций стартапа выросла на 600%. Одна акция оценивалась в 97 долл. США, но через 2 года NASDAQ исключила акции компании по причине падения их стоимости ниже 1 долл. США. Тогда идея авторов Стефана Патернота и Тодда Крицельмана была революционной, но с приходом кризиса доткомов стартап рухнул. В 2007 году платформа прекратила свое существование.
- Webvan. В момент кризиса доткомов цена акции компании снизилась с 29 до 0,7 долл. США. Служба доставки Webvan в 2000 году понесла едва ли не самые рекордные убытки – 790 млн долл. США. На максимуме ее стоимость составляла 3,9 млрд долл. США. Ее поддерживали инвестиции Goldman Sachs, Yahoo!, но выйти в прибыль компании так и не удалось. В 2001 году компания обанкротилась.
Заключение. Есть мнение, что NASDAQ формирует новый пузырь. И по волновой теории он «выстрелит» в ближайшие 1-2 года. Пандемия не стала спусковым крючком. И это значит, что все еще впереди. Оставайтесь с FxCash – будьте на шаг впереди!