Война – это мир, незнание сила: инструменты манипуляции сознанием человека (часть 1)

·

·

3 мин.

События февраля-марта 2022 года показали, что в любой войне одним из главных видов оружия остается информационная война. Инструменты манипуляции сознанием человека с помощью СМИ, форумы, общественное мнение позволяют сформировать у большинства требуемый образ, в соответствии с которым человеку навязывается механизм дальнейших действий. У пропаганды стоит одна цель – убедить общество в каком-либо тезисе/модели и побудить выполнить действия. И неважно, получит ли большинство от этого какой-то бонус или же окажется в еще большем убытке. Сливки всегда достаются тем, кто всем этим управляет.

Модель управления сознанием человека применима не только к военным конфликтам, но и к инвестированию. Человеку с большим капиталом легко протолкнуть через СМИ и форумы нужное мнение и направить толпу в нужную сторону. О том, как все-таки не стать «отправленным на заклание» большинством и выплыть в информационном шторме, не утонув под грузом провокаций – в этом обзоре.

Инструменты манипуляции в толпе

Казалось бы, о том, как работает пропаганда и какие используются инструменты манипуляции сознанием, знают многие. Освещение фактов только с одной нужной стороны, использование откровенной, но убедительной лжи – применяются любые инструменты для внедрения в общественное сознание определенной идеи.

Идеи пропаганды активно применялись в военное время. Аналитики созданного в 1937 году Института анализа пропаганды определили 7 основных инструментов манипуляции:

  • Навешивание ярлыков. Использование негативного окраса по отношению к объекту атаки с целью вызвать неприязнь, предубеждение. В инвестировании метод используется в черной конкуренции – попытках очернить конкурентов (брокеров, аналитиков).

Вопрос для себя: что означает то или иное слово, которым клеймят? Насколько оно применимо в данном случае?

  • «Блистательные обобщения». Использование для убеждения общих фраз, призывающих к высоким моральным ценностям, в то же время не несущие конкретной информации. В пропаганде – к свободе, миру, патриотизму. В инвестировании – к доходу, успеху, финансовой независимости.

Вопрос для себя: что подразумевается под обобщенным термином, к которому призывает пропаганда? Например, что именно подразумевается под финансовой независимостью? Независимостью от кого? И насколько эта независимость подходит под ваше восприятие мира?

  • Обращение к авторитетному мнению. Призыв обратить внимание на тот факт, что навязываемые идеи уже предлагались и воплощались авторитетными людьми. В инвестировании: «Инвестируйте в шиткоин – в него вложил деньги Илон Маск, назвав его шиткоином месяца». Реальный пример – реклама Стивеном Сигалом мошеннического криптовалютного проекта, за которую SEC назначил штраф более 300 тыс. долл. США.

Вопрос для себя: действительно ли авторитетные люди выполняли те или иные действия? Если да, то был ли у них мотив преследовать личные цели? И не были ли вырваны слова из контекста?

  • «Свой человек». Задача – убедить общество в том, что их лидер – простой человек, который также был таким, как они. И наоборот очернить конкурента, показав, что конкурент никогда не был «в их шкуре» и потому не может дать объективную оценку. В инвестировании: в СМИ, форумах формируется мнение о том, что привести к успеху может именно этот человек/брокер/инвестиционный фонд. Ведь он/его аналитики также начинали путь от обычного инвестора.

Вопрос для себя: как проверить данную информацию? И означает ли, что чей-то успех можно повторить, пройдя тем же путем? («Ошибка выжившего» в математической статистике).

  • «Обобщение большинства». Классический прием, предполагающий апелляцию к тому, что «так делают все». Например, все выбирают криптовалюты, потому что…

Вопрос для себя: вас устраивают идеи большинства? Вы точно хотите получить тот же результат, как и «все»?

  • «Подмена понятий». Избирательное использование фактов, подтверждающих нужное убеждение. Сокрытие опровергающих фактов. Задача – подтолкнуть человека к нужному выводу на основе приведенной аргументации.

Вопрос для себя: можно ли опровергнуть аргументы?

  • Трансфер. Перенос уважаемых человеком ценностей на то, что пропагандист пытается навязать. В политике: навязывание нацистских идей Гитлером, апеллируя к религии и науке. В инвестировании: навязывание инвестиционных идей с апелляцией к семейным ценностям.

Вопрос для себя: какая связь между тем, что пытаются навязать и тем, к чему апеллируют?

Эти методы используются во многих областях, включая инвестирование, с 30-х годов прошлого века. Навязывание нужного решения строится на том, что человек больше склонен воспринимать эмоциональный посыл, чем искать в навязываемой идее рациональность. И тем более, когда в толпе появляется стадный инстинкт. Задача манипулятора – устранить возможность критически мыслить, заставить человека принимать факты на веру вместо того, чтобы искать аргументы. И получается это лучше всего тогда, когда человек ориентируется на большинство.

Продолжение в следующей части.

Рубрики:

Теги: