Пирамида Миллера. История предшественника Понци

·

·

2 мин.

У Чарльза Понци много последователей. Но если в наше время придумать легенду проще простого, то в 1900-е годы, когда масштабные финансовые пирамиды только начинали зарождаться в мировом масштабе, убедительная легенда была редкостью. И тем интереснее история подобных пирамид.

Со схемой Понци в общих чертах знакомы многие. Но только в силу исторического недоразумения сегодня мы говорим «Пирамида Понци», а не «Пирамида Миллера». Именно Уильяма Миллера можно считать первым человеком, который смог не только придумать убедительную легенду, но и реализовать схему масштабов, затронувших инвесторов разных городов США.

Секрет успеха пирамиды Миллера

Понци придумал и реализовал свою модель привлечения денег инвесторов в 1917 году, когда ему было 40 лет. Миллеру в момент реализации своей идеи в 1899 году было всего 22 года. Его легенда для инвесторов США выглядела привычнее: он хорошо разбирается в фондовом рынке США, имеет источник инсайдерской информации и готов гарантировать инвесторам 10% прибыли ежедневно.

Первыми инвесторами пирамиды стали друзья Миллера, вложившими минимальную сумму 10 долл. США. Постепенно пирамида стала разрастаться. Через 3 месяца, в августе 1899 года Миллер выпустил сертификат, гарантировавший каждому вложившему 10 долл. США годовой доход в размере 52 долл. США. Это помогло быстро нарастить приток вкладов. Уже в ноябре 1899 года компания Миллера привлекала около 40 тыс. долл. США в день, увеличив общий капитал до 1 млн долл. США.

Секрет успеха пирамиды Миллера:

  • Простая убедительная легенда. Если последователь Миллера Чарльз Понци сделал ставку на сложный для восприятия доходный инструмент почтовых купонов, то Миллер предпочел простую схему, являющуюся по сути обманом. Тем не менее инвесторы верили.
  • Отсутствие у инвесторов финансовой грамотности. В то время пирамиды не были столь распространены, потому инвесторы были готовы доверять любому человеку, обещавшему прибыль.
  • Охват и реклама. Миллер не жалел деньги на рекламу, привлекая инвесторов через газеты и другие каналы.

В какой-то момент у инвесторов возник вопрос: каким образом Миллер вышел на фондовую биржу, если частное лицо попасть на нее не могло, а для регистрации компании на начальном этапе у Миллера не было денег? Инвесторы начали интересоваться происхождением дивидендов компании, которая так и не смогла продвинуться дальше подачи заявки на регистрацию и соответственно не могла попасть на биржу.

В отличие от Понци, Миллер не стал дожидаться окончания расследования и сбежал в Канаду вместе со всеми деньгами инвесторов. И здесь началось самое интересное. Инвесторы тут же начали требовать у оставшихся в США сотрудников компании свои деньги. Сотрудникам ничего не оставалось, как удовлетворить требования инвесторов. Но как только были удовлетворены первые заявки, инвесторы тут же остановились. Люди не хотели верить газетам и распространявшимся слухам. На их глазах происходили выплаты реальными деньгами, а значит все слухи о банкротстве Миллера – чушь. Психология людей, нежелающих мириться с потерями, помогла компании пирамиде продержаться еще несколько недель. В феврале 1900 года Миллер был арестован и доставлен в США, где отсидел за мошенничество 5 лет.

Заключение. Пирамиды Миллера и Понци – первые финансовые пирамиды, которые были построены на привлечении новых инвесторов с помощью рекламы. Современные пирамиды имеют несколько иную схему. Легенда в них играет меньшую роль, уступая модели привлечения инвесторов по реферальной схеме. Как и 100 лет назад, инвесторов не интересует механизм генерации дохода – важен сам доход, который можно увеличить путем привлечения в пирамиду новых инвесторов. В моделях Понци и Миллера играла роль харизма их основателей. В современных реферальных моделях главная роль отводится партнеру, стоящему над рефералами на один уровень выше.