Зарабатывать на криптовалютах можно не только владея ими, но и разрабатывая собственные криптовалютные стартапы. Придумать идею и воплотить ее хотя бы в базовую версию платформы – только 50% пути. Нужно также рассказать о себе инвесторам и убедить их покупать токены вашего стартапа. Изначально токены выводились на биржи с помощью алгоритма ICO. За последние 5 лет модель претерпела кардинальные изменения. Теперь в процесс реализации токенов вовлечены криптовалютные биржи под контролем регуляторов, проверяющие работоспособность стартапа. Одна из моделей «вывода в свет» своего стартапа — Initial Dex Offering, предполагающая участие децентрализованных (DEX) бирж. О том, как вывести токены IDO в продажу и обеспечить приток инвесторов, вы узнаете из этого обзора.
Процедура вывода стартапа на биржу и размещение IDO токенов
Децентрализованные биржи отличаются от централизованных упрощенной регистрацией и почти полным отсутствием требований к пользователям. Наиболее популярные DEX – Binance DEX, Uniswap. Причем первый вариант отчасти предпочтительнее, так как DEX входит в экосистему корпорации, объединяющей несколько платформенных продуктов.
Провести Initial Dex Offering может каждый пользователь DEX. Алгоритм следующий:
- Подготовка. Разработка идеи и ее воплощение в удобную для потенциального инвестора форму. Предполагает запуск сайта, размещение технического описания, дорожной карты. Если будут более весомые аргументы в пользу жизнеспособности проекта – плюс. Например, работающий прототип платформы.
- Прохождение проверки DEX. Проект отправляется на биржу, представители которой проводят его проверку. Возможно привлечение внешнего аудита. Например, DEX-биржа Polkastarter имеет договоренности с членами бирж Huobi, Polygon, которые принимают участие в анализе стартапов.
- Пресейл. Чаще всего разработчики не могут потянуть проект только своими силами. Потому они прибегают к привлечению денег спонсоров и отдельных крупных инвесторов, предлагая им токены по сниженной цене. Для участия в пресейле нужна регистрация на сайте стартапа и помощь в маркетинговой кампании. Если желающих больше, чем необходимо денег (разработчикам все же нет смысла продавать все токены по сниженной цене), проводится лотерея. Важный момент: в отличие от ICO, инвесторы получают не сами токены, а долговые расписки. Причина: токены при IDO генерируются только после полного запуска процедуры после прохождения всех этапов одобрения.
- Публичная продажа. Проводится на платформах DEX. Если при ICO токен покупают за ЕТН и реже за ВТС, то здесь задействованы пары ЕТН со стейблкоинами (USDT, USDC, DAI). Продажа может осуществляться с помощью аукциона. Или партиями – первые покупатели получают токен по самой низкой цене, после чего цена поднимается.
- Листинг на криптобирже. После реализации токенов на биржевой платформе DEX стартап проходит листинг на остальных биржах, чтобы токен мог котироваться и на других площадках. Здесь требование одно – у разработчика должен быть сформирован пул ликвидности, сформированный из своих токенов и части привлеченных денег. Цель пула – пользователи других бирж должны иметь возможность мгновенно купить/продать токены стартапа. Эту ликвидность поддерживает разработчик.
- Стимулирование ликвидности. Для поддержания ликвидности платформы разработчики могут привлекать ресурсы инвесторов. Это может быть стейкинг или привлечение инвесторов к выполнению каких-либо действий в специальных программах за вознаграждение.
Сумма расходов для разработчика может начинаться от 100 тыс. USD и выше. Если стартовые возможности небольшие, ставку нужно делать на техническую часть – уникальность идеи, ее реализацию и практическую пользу в будущем. В среднем каждый месяц полный листинг проходят около 1000 новых стартапов.