Фундаментальный анализ компании

·

·

3 мин.

В предыдущем обзоре был кратко рассмотрен алгоритм макроэкономического анализа, позволяющий оценить перспективы отрасли в целом. Аналитики рекомендуют инвестировать в фондовый рынок в момент его дна – дождаться рецессии с падением ВВП и в момент первых положительных показателей макроэкономической статистики покупать бумаги с горизонтом минимум 1-2 года. Кроме макроэкономики, роль играет и фундаментальный анализ самой компании. Основные мультипликаторы рассмотрены в этом обзоре.

Мультипликаторы для оценки финансового состояния компании

Информация о финансовом состоянии компании есть на сайтах как самих компаний, так и агрегаторов. Например, для фондового рынка США подходят агрегаторы Simply Wall St, Finviz, Gurufocus. Их недостаток – разные данные, иногда не совпадающие и с данными на сайтах самих компаний. Причины – разная периодичность обновления данных, разные подходы к оценке. Одинаковой будет финансовая отчетность, но рассчитывать мультипликаторы вручную не имеет смысла.

Основные критерии и мультипликаторы фундаментального анализа компании:

  • Тип акции. У дивидендных и растущих акций разные амплитуды ценовых движений. Дивидендные акции менее волатильны – их покупают на долгосрочную перспективу. Растущие акции могут показывать ценовые прорывы, так как прибыль направляется не на дивиденды, а на развитие. Но в то же время от них избавляются в первую очередь.
  • Индекс DSI. Показатель стабильности выплат дивидендов. В идеале он должен стремиться к единице. Это говорит о том, что дивиденды выплачивались стабильно и их сумма росла на протяжении последних 10 лет. В США компании со стабильными выплатами более 25 лет называют «дивидендными аристократами». Пример – Coca-Cola.
  • Параметр Payout. Доля от прибыли, которая направляется на выплату дивидендов. Чем она выше, тем хуже. Если на дивиденды направляется весь доход компании, у нее не остается денег на развитие. Компания вынуждена или урезать дивидендные выплаты, или искать другие источники финансирования, включая кредитование.
  • Рыночная капитализация. Рассчитывается как произведение цены акции на количество акций на бирже. У «голубых фишек» выше ликвидность, но это не всегда говорит об устойчивости.
  • Р/Е. Отношение цены акции к чистой прибыли компании на 1 акцию. Отрицательное значение – инвестирование исключено. Показатель сравнивается с аналогичными компаниями сектора и средним показателем по отрасли. Если мультипликатор значительно превышает среднее отраслевое значение, значит есть два варианта: компания переоценена или инвесторы ожидают от нее в ближайшем будущем чего-то уникального. Подобные ситуации встречаются в биотехнологическом секторе.
  • P/B. Цена компании по отношению к ее балансу. Значение больше 1 говорит о том, что компания переоценена, меньше единицы – оценка компании ниже, чем стоимость активов на ее балансе. Исключения – компании со специфическим бизнесом. Например, у энергетических компаний на балансе могут быть ЛЭП, трансформаторы, подстанции. Они отображаются в отчетности по балансовой стоимости, но ценности для инвестора не представляют – их сложно продать в случае банкротства компании. P/B будет низким, но это не означает, что компания недооценена.
  • Debt/Eq. Соотношение кредитных средств к собственному капиталу. Оптимальное значение коэффициента зависит от отрасли. Например, в банковском секторе превышение долга над собственным капиталом – норма. В развитых странах использование кредитов говорит о динамическом развитии компаний и рациональном использовании средств. Например, сельскохозяйственные компании берут кредиты в момент посевной, не изымая свои  деньги из оборота.
  • Коэффициенты ликвидности. В частности коэффициент краткосрочной ликвидности говорит о способности компании быстро погасить краткосрочные долги за счет своих ликвидных активов.
  • Net Margin. Чистая рентабельность. Показатель сравнивается с компаниями своего сектора, так как в разных секторах его среднее значение разное. Также важна динамика – если рентабельность постепенно растет, это говорит об эффективном управлении.
  • ROE. Параметр, показывающий эффективность использования денег инвесторов. Своего рода аналог депозитной ставки – процент от вложенной суммы на одну акцию, которую получит инвестор через время. Значение показателя должно превышать ставки доходности по консервативным инструментам – облигациям, казначейским бумагам.

Также у разных сервисов могут быть свои отдельные аналитические показатели. Например, визуализация показателя чистой прибыли на акцию, прогнозные показатели прибыли, рентабельности и т.д.

Фундаментальный анализ компании проводится в комплексе с прогнозными значениями, которые часто закладываются в стоимость акций. Потому задача инвестора сводится к анализу текущих показателей в сравнении с отдельными компаниями сегмента, средними показателями сектора и потенциалом развития отрасли в целом.