Черепахи и черепаховый суп (часть 1)

·

·

3 мин.

стратегия черепах

Какой только секретностью и легендами не окутана стратегия, которая в разных источниках называют «Стратегия черепах» или просто «Черепахи». И у последователей (точнее критиков) есть даже ответ этой стратегии: «Черепаховый суп» и «Черепаховый суп плюс». Черепаший метод достоин отдельной профессиональной дискуссии, так как универсальных стратегий не существует. И тем не менее, стратегию черепах более 20-ти лет ее считают одной из основополагающих, то есть тех, о которых нужно знать, чтобы на их основе готовить новые системы. 248 поисковых запросов именно по ключу «стратегия черепах» в русскоязычном варианте — очень неплохой результат, являющийся свидетельством интереса трейдеров.

Стратегия черепах: история создания, описание модели и принцип применения

Стратегия черепах — это скорее модель, торговая система, которая оставляет свободу действий, но в то же время требует выполнения определенного алгоритма. Модель относится к числу пробойных (открытие сделки при пробое границы канала) и по большей части построена на выполнении правил риск-менеджмента. Здесь даже не суть в том, какой индикатор будет применяться, сколько важно выполнение требований свечного анализа, риск-менеджмента и логики. И пока немного истории.

Как создавалась стратегия черепах

Основная легенда гласит, что более чем 30 лет назад между двумя известными в то время трейдерами (желающие могут поискать о них информацию в интернете) Ричардом Деннисом и Уильямом Экхартом возник спор:

  • Деннис утверждал, что трейдеру без опыта достаточно дать в руки стратегию с жесткими рекомендациями, чтобы он мог зарабатывать.
  • Экхарт полагал, что человек должен быть талантлив и простое повторение действий (даже после обучения) не сделает из человека успешного трейдера.

Здесь стоит вставить наше небольшое уточнение. Если посадить человека, незнакомого с трейдингом, дав ему алгоритм, то действительно результата не будет. Трейдер должен отдавать себе отчет в том, что он делает. Но с другой стороны, и одного таланта мало, нужны знания и опыт. Имея талант (или везение) и не имея торговой системы и плана, шансы на успех невелики.

Спор превратился в эксперимент: после тщательного отбора была сформирована группа трейдеров без опыта, которая прошла обучения и приступила к торговле на реальном счете с реальными деньгами, предоставленными спорщиками. Деннис победил. А откуда появилось название «стратегия черепах», вариантов несколько. По одной версии, спор был на черепашьей фабрике одного из спорщиков, по другой — в основу лег принцип «тише едешь — дальше будешь», по третьей — тренер группы разрабатывал систему, которая поможет ему диверсифицировать риски на черепашьей фабрике.

Как работает стратегия черепах

Группе трейдеров предоставили доступ ко всем наиболее ликвидным активам без ограничений. Все сделки делились на кратко- и долгосрочные, для определения размера сделки использовалась уникальная формула и для того, чтобы тренеры и трейдеры могли работать «на одной волне», было введено понятие «юнита» — минимального объема одной позиции.

Краткосрочная стратегия черепах предполагала работу с 20-тидневным периодом. Если цена выходит за его границу (пробой 20-тидневного канала), сделка открывалась в сторону пробоя. Если сделка оказывалась удачной, то последующая сделка не открывалась (своего рода фильтр «тише едешь — дальше будешь»), но если цена продолжала направление, то дальше вход осуществлялся по долгосрочной стратегии:

  • Система предполагала работу с 55-тидневными экстремумами. Первая позиция открывалась только одним «юнитом». Если идея оказывалась рабочей, то сделка понемногу увеличивалась на 1 «юнит» (нечто вроде пирамидинга). Если тренд разворачивался, все сделки закрывались.
  • Выход из сделки отслеживался по экстремумам. Для долгосрочной системы сигналом служил противоположный ход к 20-тидневным экстремумам, по краткосрочной — движение к 10-тидневным экстремумам.

Стопы также выставлялись по уникальной методике. Некая размерность Х принималась как движение, равное 1% от суммы на счету. По правилу стратегии черепах потери могли быть не более 2% от счета, то есть 2*Х. На этом расстоянии и ставились стопы.

Почему стратегия черепах — это не совсем стратегия, а модель (более глубоко у сути модели читайте в следующем обзоре на примере стратегии «Черепаший суп». Ее суть сводилась к открытию сделки в момент выхода из канала, а вот индикаторы, строящие этот канал, могли бы быть любые. Например, в источниках встречаются названия индикаторов Price Channel, Donchian Channel, а также подстраховочные MACD, Stoch.

Продолжение следует…