Джордж Сорос и Банк Англии

·

·

3 мин.

Сорос и Банк Англии

Можно сколь угодно критиковать Джорджа Сороса за его методы достижения целей, но есть факт — победителей не судят. Не секрет, что он активно использует способы манипуляции коллективным сознанием с помощью СМИ, инсайда и связей среди высокопоставленных лиц. Но с другой стороны, кто виноват в недальновидности рядовых трейдеров? Да и что говорить о рядовых трейдерах, если сам Банк Англии не смог противостоять одному из самых богатых людей планеты. Отчасти это была война капиталов, но примечательно, что 1 день понадобился Соросу, чтобы заработать более 1 млрд дол. США и поставить карьеру британских чиновников под угрозу. Как Сорос выиграл у Банка Англии, читайте дальше.

Как заработать 1 млрд дол. США за один день

После второй мировой войны страны Европы задумались о том, что вместе лучше, чем порознь, и проще налаживать партнерские связи в едином пространстве, чем продолжать торговые войны. Но и отказываться от собственной валюты никто не хотел. В 1979 году было создано содружество (аналог нынешнего ЕС), которое предусматривало взаимное регулирование котировок национальных валют. Это позволяло странам контролировать платежный баланс, а соответственно и собственные валютные курсы.

В качестве базовой валюты содружества была выбрана немецкая марка. Другие страны обязались поддерживать курс своих валют в пределах максимального отклонения 6% от согласованных курсов. Удерживать курс они могли двумя способами:

  • Выкупать на международном рынке свою валюту за золотовалютные резервы. Это поддерживало бы спрос, удовлетворяя предложение и не давая котировкам упасть ниже оговоренного уровня.
  • Поднимать учетную ставку, тем самым поднимая стоимость своей валюты и привлекая зарубежных инвесторов.

В 1990 году Великобритания принимает решение присоединиться к содружеству, допуская критическую ошибку. Экономика страны была не в лучшем состоянии и присоединение могло бы частично решить проблему. Но как оценить курс фунта по отношению к марке? Теоретически для этого нужно было бы сопоставить уровень внутренних ресурсов, динамику ВВП, производства, экспорта/импорта и другие факторы. В момент вступления фунт был оценен в 2,95 немецких марок. И здесь на сцену выходит Сорос против Банка Англии.

В 1992 году Сорос обратил внимание на то, что фунт сильно переоценен. Мировое сообщество закрывало на это глаза, ведь Англия честно придерживалась условий соглашения. Инвесторы попросту верили в возможности Банка Англии удержать курс, в чем усомнился Сорос, сделав ставку на падение фунта.

  • Представьте себе, что есть акции Apple по цене 10 дол. США за штуку, но нет денег. Все верят в стабильность цены, но вы уверены, что она упадет. Вы приходите к соседу с просьбой одолжить вам 10 акций Apple с гарантией возврата через месяц. Вы продаете акции, получаете 100 дол. США и… Запускаете утку о том, что компания скоро обанкротится. Все в панике продают акции, их цена падает до 6 дол. США за штуку, вы покупаете те самые 10 акций, оставляя 40 дол. США в кармане, и отдаете их соседу. Сосед кусает локти.

Сорос против Банка Англии сделал то же самое. Перед тем, как обвалить фунт, его фонд открывал короткие позиции по фунту, беря в долг и продавая фунт, где только можно. Спусковым крючком стало интервью Хельмута Шлезингера (член совета Бундесбанка), где он высказал свое мнение, что девальвация фунта неизбежна. В мировых изданиях и до того подтачивалась вера в фунт, но именно интервью послужило толчком.

16 сентября 1992 года после публикации интервью началась паника. Инвесторы начали сомневаться в том, что Банк Англии сможет удержать фунт, и бросились продавать фунт. И здесь Банк Англии допустил вторую ключевую ошибку — он недооценил масштабы ситуации. Попытки поднять учетную ставку логично результата не дали. Тогда Банк Англии начал скупать все имеющееся предложение, потратив на это несколько млрд денег налогоплательщиков и резервов. И когда стало ясно, что предложение не удовлетворить, фунт был девальвирован. Если бы это решение было принято раньше, Банку Англии не пришлось бы выкупать свою же валюту по максимальным ценам.

Дальновидность Сороса против Банка Англии помогла ему, но было ли интервью Шлезингера случайным? Пока история об этом моменте умалчивает.