Вертолетные деньги и политика количественного смягчения как метод спасения экономики

·

·

3 мин.

Вертолетные деньги

Одна из задач Центрального банка — поддержание стабильности национальной валюты. Или, проще говоря, удержание ее стоимости по отношению к другим валютам в определенном коридоре. Инструментов по поддержанию стабильного уровня инфляции у ЦБ много, суть одна — инфляция должна быть. Для каждой страны целевой уровень инфляции свой. Например, для США, Европы и Японии это параметр около 2% в год.

Инфляция поддерживает в тонусе производство, тогда как дефляция означает спад производства, потребления и как следствие падение уровня ВВП. И высокая инфляция, и дефляция губительны для экономики и национальной валюты. К слову, укрепление национальной валюты бьет по экспортерам, обеспечивающим равновесие платежного баланса. Пока Россия и другие страны борются с инфляцией, в Японии и Европе другая проблема — дефляция. До недавнего времени ЦБ ЕС практиковали политику качественного смягчения, вливая валюту в экономику стран и устанавливая отрицательные ставки (деньги должны работать в обороте, а не лежать мертвым грузом на счетах). Но все изменилось с приходом COVID-19. И в ход пошла тяжелая артиллерия — «Вертолетные деньги».

Вертолетные деньги — спасение мировой экономики или спусковой крючок глобального кризиса

27 марта Сенат США утвердил самый масштабный в истории страны пакет антикризисных мер по поддержанию экономики, терпящей бедствие от пандемии COVID-19. В общей сложности экономика страны получит около 2,2 трлн дол. США в виде увеличения расходов на отдельные отрасли, прямой поддержки населения, льготного кредитования и социальной помощи. Большинство взрослого населения получат разовую помощь в размере 1200 дол. США и 500 дол. США на ребенка.

Впервые идею «Вертолетных денег» предложил в 1969 году нобелевский лауреат Милтон Фридман. В общих чертах его идея сводилась к «разбрасыванию денег из вертолета». По его мнению, получив дополнительные деньги, население пустило бы их на приобретение товаров, тем самым простимулировав производство и увеличив в стране денежную массу. Идея осталась теорией по двум причинам:

  • ЦБ сочли ее рискованной, так как подобные действия могли бы запустить неконтролируемую инфляцию. С другой стороны, не было гарантии того, что население и эти деньги не отправит в накопительные фонды. Проблема дефляции ведь присуща развитым странам, где у населения «есть все, что им нужно».
  • ЦБ владели другим инструментарием корректировки инфляции, позволяющим не прибегать к столь радикальным методам.

Здесь стоит заметить, что в странах СНГ просто бы включили печатный станок, особо не задумываясь. Но в ЕС, США и Азии подход иной.

В 2006 году глава ФРС Бен Бернанке допустил использование «вертолетных денег» в качестве инструмента для борьбы с дефляцией. В 2016 году к этой идее вернулись в США снова, аргументируя тем, что классические методы количественного смягчения уже не работают.

  • Справка. Политика количественного смягчения предусматривает стимулирование ЦБ экономики во время рецессии путем вливания денег через долгосрочные финансовые активы. Иными словами, при классической монетарной политике ЦБ выкупает краткосрочные государственные облигации, при количественном смягчении — долгосрочные гос.облигации, тем самым финансируя коммерческие банки. Этот метод применяется тогда, когда процентная ставка снижена до критического уровня и не позволяет нарастить денежную массу.

При количественном смягчении деньги вводятся в экономику через банки и могут быть выведены из нее путем продажи купленных Центробанком финансовых обязательств. «Вертолетные деньги» — это также денежные вливания в экономику, но деньги здесь идут напрямую конечным потребителям и не могут быть в прямой форме «вытащены» из оборота.

Политика количественного смягчения изначально разрабатывалась под США. И вливания в несколько этапов более 3 трлн дол. США помогли стране пройти кризис 2008 года. 15 марта 2020 года ФРС возобновила политику, выкупив облигации на сумму 700 млрд дол. США. Одновременно с этим ФРС снизила учетную ставку до околонулевого уровня. Но в свете общей мировой паники, которую уже сравнивают с 1987 годом, действий это не возымело.

На «Вертолетные деньги» делаются большие ставки. В истории пока нет примеров столь масштабных денежных вливаний на безвозвратной основе. Попытки просто раздать деньги предпринимались в некоторых скандинавских странах, но они имели меньшие масштабы. В 2016 году в Швейцарии на референдуме граждане и вовсе добровольно отказались от такой модели.

Идея «Вертолетных денег» в условиях роста безработицы и тотального спада производства в ряде секторов кажется вполне рабочей. Но есть к ней несколько вопросов:

  • Проблема реализации. Нет понимания того, насколько эффективно они будут распределяться. И не окажется ли так, что напуганное кризисом население предпочтет их сохранить про запас. И если все-таки потребление будет расти, не приведет ли это к инфляционному давлению.
  • Сам факт запуска такого метода «последней надежды» говорит о том, что экономика США находится в плачевном состоянии. Послужит ли это сигналом для других стран и как это будет ими воспринято — вопрос.
  • Проблема устранения причины. Наполнить экономику бумагой — не означает решить ее структурные проблемы.

По мнению противников теории, бесконтрольная раздача денег демонстрирует несостоятельность монетарной политики. Потеря контроля над эмиссией может привести к хаосу всей мировой системы. В любом случае мир стоит на пороге чего-то нового. И тот факт, что ведущая экономика мира запускает беспрецедентные методы, говорит о многом. А вот кто окажется прав, покажет время.