Биржевые истории – часть 4

·

·

2 мин.

Финансовые пирамиды и биржевые крахи.

Жадность и страх правят бал на бирже. Именно эти эмоции зачастую определяют поведение биржевых игроков, их торговые решения. Поэтому время от времени мы наблюдаем то совершенно иррациональные взлеты котировок акций «в космос», то оглушительные обвалы «с треском».

Трейдерам на заметку: «Безумие может намного дольше продолжаться, чем сможет выдержать твой депозит.» Сказано это про неадекватный и неоправданный рост рынка.

Некоторые яркие примеры из истории.

Тюльпаномания.

Пожалуй, это первая известная огромная финансовая пирамида, завершившаяся оглушительным крахом. Примечательно, что в качестве объекта инвестиций в ней были не ценные бумаги, а луковицы цветков.

В 1559 году немецкому ботанику Герварду друг из Константинополя прислал посылку с луковицами тюльпанов. Прекрасные цветы пришлись по нраву высшему сословию, и завоевали огромную популярность в средневековой Европе. Избранное общество Германии и Голландии считало наличие коллекции тюльпанов в саду признаком утонченного вкуса.

Луковицы тюльпанов становятся биржевым товаром – ими активно спекулируют игроки на Амстердамской бирже. Цены на луковицы повышаются год от года, и к 30-м годам XVII века достигают фантастических высот. За одну луковицу редкой разновидности предлагают 24 повозки с зерном, четыре коровы или несколько тонн сыра. Говорят, что какой-то незадачливый пивовар продал свою пивоварню только затем, чтобы купить одну единственную ценную луковицу.

В дело активно включились амстердамские трейдеры и брокеры: луковицы можно было купить «с плечом», внеся маржу 10-20% от полной цены. Очень напоминает современные фьючерсные контракты.

В какой-то момент эйфория начала сходить на нет. К «новым богачам» приходит осознание того, что все их состояние – это лишь несколько луковиц. А стоит ли оно того.

Кто-то начинает потихоньку продавать. Кому-то не хватает обеспечения для поддержания открытой позиции, и их позиции закрывает брокер по маржин-колу.

В конце концов биржу охватывает паника. Цены рушатся в десятки раз. А Голландию на несколько лет охватывает депрессия и стагнация.

Пузырь Южного моря.

Эта громкая история произошла в Англии начала XVIII века. В 1711 году организовывается акционерная компания «Управляющий и компания торговцев Великобритании по южным морям и другим частям Америки». На полученные в результате размещения своих акций на Лондонской бирже денежные средства общество приобретает облигации государственного займа Великобритании на 10 млн. фунтов и эксклюзивные права на торговлю с Латинской Америкой.

Однако, бизнес у компании складывался не слишком удачно: испанские колониальные власти облагали британские торговые суда огромными пошлинами. Поэтому никаких прибылей у компании южных морей особо и не было. Что не мешало ей регулярно отчитываться о своих баснословных прибылях и выплачивать дивиденды. Денежные средства на дивиденды, разумеется, брали от размещения новых выпусков своих акций.

Дело закончилось известное дело чем – «пузырь» лопнул. Инвесторы остались с дыркой от бублика. А известный физик, математик, механик и астроном Сэр Исаак Ньютон, поучаствовавший своими деньгами в этой пирамиде и потерявший на этом деле целое состояние, сказал гениальную фразу: «Я могу рассчитать движение небесных тел, но не безумие толпы».