Размещение акций на бирже: IPO, SPO, FPO

·

·

3 мин.

Любой коммерческой компании, даже очень крупной, рано или поздно начинает требоваться дополнительное финансирование для расширения производства, поглощения конкурента или, бывает, для того чтобы пережить тяжелые времена и остаться «на плаву».

У владельцев акционерного общества есть несколько возможностей:

   — Взять в банке кредит. Но это не самый удачный вариант из-за высоких ставок по банковским кредитам. Да и новому неизвестному стартапу вообще вряд ли банки дадут какой-нибудь заем. Но есть куда более выгодные альтернативы.

   — Выпустить облигации. Хороший вариант, и многие промышленные предприятия и кредитные организации привлекают средства именно таким образом. Но облигация – долговая бумага и накладывает на эмитента жесткие обязательства по выплате процентов и основного долга в точно определенные сроки.

   — Разместить акции компании на бирже. Этот вариант подразумевает, что владельцы бизнеса отдадут какую-то свою долю голосов новым акционерам и будут делиться с ними прибылью. Но зато это не увеличит долговую нагрузку предприятия, делает бизнес более привлекательным для стратегических инвесторов.

Выход компании на биржу делает ее публичной, прозрачной, повышает репутацию и позволяет привлечь солидный капитал от миллионов инвесторов.

Для того, чтобы выйти со своими акциями или облигациями на открытый рынок, необходимо проделать огромную работу: написать проспект эмиссии – документ, содержащий основные характеристики данного выпуска ценных бумаг, результаты деятельности компании в предыдущий период, сведения об акционерах, дивидендная политика, планы по использованию привлеченных средств. Потом нужно зарегистрировать все это дело у регулятора. И в завершении самое интересное – продать выпуск акций всем страждущим вложиться в это выгодное дельце. То есть, «провести IPO» (Initial Public Offering) – первое публичное размещение.

Как правило, все заботы по подготовке проспекта эмиссии, его регистрации, проведение IPO берет на себя не сама компания, а инвестиционный банк по договору за определенное вознаграждение – такая работа у инвестбанкиров. Процесс размещения ценных бумаг называется андеррайтингом, а банк, соответственно, андеррайтером.

А предварительный проспект эмиссии ценных бумаг у специалистов с Уолл-стрит называется «красной селедкой» (red herring).

Если крупные акционеры захотят продать свои пакеты акций после IPO, то это будет называться уже SPO (Secondary Public Offering) – вторичное публичное размещение ценных бумаг.

И IPO, и SPO полезно для компании еще и потому, что доля акций в свободном обращении при этом увеличивается.  Но иногда компаниям приходится прибегать к дополнительной эмиссии — FPO (Follow-on Public Offering). Допэмиссия – это дополнительный выпуск акций, как правило, в пользу определенных инвесторов. Доля других инвесторов при этом уменьшается. Применяется допэмиссия, например, в случае, когда банку необходимо повысить уровень достаточности капитала. Или это непопулярное решение может быть в случае, если компании необходимо экстренное финансирование. Пример: Аэрофлот в 2020-2022 году из-за пандемии и всего остального попал в очень тяжелую финансовую ситуацию, и акционеры решили дополнительно выпустить 5,4 млрд. акций. Уставный капитал компании при этом вырос в три раза.

Выгодно ли покупать акции на IPO?

Покупка акций при первичном размещении и сразу после него сопряжена с большими рисками, так как котировки еще не «устаканились» — волатильность высокая. Полеты на 10-20% в течение дня – обычное явление. Часто рынок дает хорошие возможности через некоторое время после проведения первичного размещения. Но это не точно. Так что не может быть какой-то определенной рекомендации – все зависит от предпочтений трейдера, его инвестиционного профиля и понимания возможных последствий.

В качестве примера рассмотрим IPO крупнейшей социальной сети Facebook, которое состоялось в 2012 году. Размещение прошло успешно по цене $ 38, что соответствовало $ 104 млрд. капитализации.  Но затем что-то инвесторам не понравилось, и котировки акций FB прогулялись на $ 20. Сейчас одна акция Meta Platforms Inc. (META) стоит около $ 500, а капитализация этой транснациональной холдинговой компании превышает $ 1,26 трлн.

Прим. В 2021 году Facebook провел ребрендинг и начал называться Meta Platforms. Фактически это одна и та же компания.