Виды консенсуса: непубличные алгоритмы блокчейна криптовалют

·

·

2 мин.

Одно из преимуществ криптовалют – анонимность. Никто из участников сети не знаком друг с другом. И ни один узел блокчейна, подтверждающий транзакцию, не знает, чья она и откуда. Но у такого подхода есть недостаток – нужно одновременное согласие всех участников. И когда их сотни тысяч, скорость обработки транзакций значительно падает. Вопрос: что, если пожертвовать анонимностью ради скорости? Например, речь о блокчейне одной компании с разными подразделениями, выступающими в роли валидаторов. Фактически скорость обработки транзакций может увеличиться в десятки раз. И если ETH пока что способен выдавать скорость до 15 транзакций в секунду, то Solana на алгоритме PoH обрабатывает от 2 тыс. транзакций в секунду.

Виды консенсуса, на которых строится криптовалютная платформа

Протоколы такого типа называются BFT — Byzantine Fault Tolerance. Это новый класс протоколов, которые не имеют токенов для голосования, чем отличаются от аглоритмов консенсуса PoW и PoS. Даже если треть участников окажутся злоумышленниками и будут пытаться тормозить работу сети, сеть продолжит работать в обычном режиме. Такой подход позволяет решить проблему сбоев в системе.

  1. Delegated Byzantine Fault Tolerance. На его основе построены сети NEO и TON. Суть: отдельным валидаторам делегируются права принятия решения по принципу DPoS. Но здесь не играет роль, является ли по аналогии с византийской задачей «генерал» злоумышленником.

Иными словами, данный алгоритм может работать даже тогда, когда треть участников не могут выполнять задачи сети и нет управляющего центра. Валидаторы знают друг друга, потому быстро достигают консенсуса. Скорость сети может достигать 10 тыс. транзакций в секунду. Недостаток протокола – сеть централизованная, то есть управляемая конкретными известными участникам валидаторами.

  • Practical Byzantine Fault Tolerance. Частный блокчейн с высокой пропускной способностью. Все участники сети знают друг друга. Для принятия решения валидатор опрашивает всех участников сети.

Если 2/3 участников принимают транзакцию действительной, валидатор принимает ее и передает свое решение другим валидаторам.

  • Federated Byzantine Agreement. На этом протоколе построены Stellar и Ripple. Фактически блокчейном управляют разработчики, имеющие на него прямое влияние. Блоки валидированы, если подписаны конкретным кворумом участников сети.

Эти виды консенсуса централизованы – управляемые отдельными валидаторами. И не относятся к анонимным, так как личность валидаторов, их кошельки и местонахождение известны. Но частным инвесторам важна скорость транзакций и низкие комиссии. Потому они готовы закрыть на это глаза.

Следующая подборка алгоритмов уникальна тем, что здесь разработчики попробовали предложить свои уникальные решения, отойдя от модели блоков и валидаторов:

  • Directed Acyclic Graph. Пример – платформа IOTA. Нет фиксированных блоков. Может быть изменена их частота, размеры, число валидирующих их участников.
  • Proof-of-Activity. Пример – платформа Decred. Гибридный протокол, объединяющий PoW и PoS. Фактически подходит для майнинга, но популярности не получил.
  • Proof-of-Location. Подтверждением своей роли в сети служит GPS-локация.
  • Proof-of-Importance. Пример – NEM. Аналог PoS. Но валидатор определяется не только по количеству монет, но и по активности транзакций, времени в сети.

Учитывая скорость развития криптоиндустрии, разработчики вряд ли остановятся на достигнутом. Свой алгоритм консенсуса предложила корпорация Intel, разрабатываются самостоятельные блокчейны и в среде финансовых организаций. Понимание того, какой алгоритм используется в платформе, позволит оценить реальную скорость сети, ее масштабируемость и уязвимость.

Рубрики:

Теги: