Как швейцарский Credit Suisse едва не стал банкротом

·

·

4 мин.

Швейцарская надежность – давно ушедший в историю стереотип. Лет 10-15 назад швейцарские банки действительно жестко держали репутацию надежных финансовых учреждений для состоятельных клиентов, являясь гарантом на все случаи жизни. Но желание зарабатывать все-таки перевесило рациональность, растущая склонность к риску привела к участию топовых банков не только со Швейцарии в сомнительных схемах, на фоне которых пирамида Мейдоффа  кажется детской затеей. В 2022 году швейцарскому банку Credit Suisse прогнозировали высокую вероятность банкротства после участия в схеме с облигациями Citrix. Но оказывается, что у Credit Suisse за плечами есть куда более интересные истории.

Две истории швейцарского банка Credit Suisse

  1. Как продать то, чего у тебя нет, и отдать это в залог.

Бизнес-модель Лекса Гринсилла была уникальной и обыкновенной одновременно. Начальный капитал австралийский предприниматель заработал у себя на Родине, после чего отправился делиться опытом и помогать местному бизнесу в Европе.

У местного бизнеса была классическая проблема – кассовый разрыв. Продукцию они продавали «здесь и сейчас», но посредникам требовалось время на ее реализацию. Производителям же нужны были деньги на дальнейшее производство.

Greensill Capital работала по модели факторинга:

  • Мелкие производители передают покупателям товар.
  • Greensill Capital оплачивает товар, получая комиссию.
  • Покупатели становятся должниками Greensill Capital. Производители довольны – они получили деньги тут же при продаже. Покупатели, которые будут погашать долг позже, тоже довольны – им все равно, кому платить отсроченный долг – производителям или Greensill Capital. Пусть даже с комиссией.

С другой стороны этой модели оказался Credit Suisse, оказывавший инвестиционные услуги своим клиентам. Greensill Capital требовался капитал, который он мог бы заморозить для покупки товара у производителей. В залоге оказывалась дебиторская задолженность покупателей. Credit Suisse привлекал деньги инвесторов, которые затем вкладывал в Greensill Capital, чьи активы имели якобы сильное обеспечение.

В схеме довольны все. Greensill Capital получает комиссию, инвесторы – доход, продавцы – наличные деньги с небольшим дисконтом за срочность продажи, покупатели – товар с небольшой наценкой.

Проблемы у Greensill Capital начались еще в 2015-2016 году, что не помешало компании и дальше привлекать деньги. Размах был огромен. Инвесторы вложили в Greensill Capital более 50 млрд USD. В 2018 году только японский банк SoftBank через свой фонд вложил 1,4 млрд долл. США. В 2016 году потери на просроченных кредитах составили около 54 млн долл. США, в 2020 году сумма выданных кредитов составила 143 млрд долл. США. Greensill Capital к этому времени давно ушла от кредитования мелких производителей и перешла к высокорисковым займам строительным компаниям, компаниям по лизингу самолетов.

В 2018 году компанию консультировал Дэвид Кэмерон. Компании продолжали верить.

В 2021 году Greensill Capital обанкротилась. Последующий аудит покажет, что модель компании состояла из воздуха. Задолженность производителей обеспечивалась не настоящими продажами, а воображаемыми. По факту получалось так. Производители: «Мы товар покупателям еще не отгрузили, но мы обещаем – отгрузим! Есть контракты на покупку – дайте нам под них деньги».

  • В 2019 году Greensill Capital профинансировала 2,2 млрд долл. США Сандживу Гупте – британскому сталелитейному магнату, покупавшему активы ArcelorMittal. Сумма кредита втрое превысила сумму покупке. Позже выяснилось, что Greensill Capital финансировала будущие заказы на сталь, которые были еще не размещены.

Позже аудиторы будут пытаться взыскать эти деньги с покупателей, чьи деньги должны были бы быть обеспечением. Но так как производители продавали воздух и реальные поставки покупателям не происходили, задолженность взыскать было невозможно.

Убыток Credit Suisse на инвестициях в Greensill Capital составил более 250 млн. долл. США.

2. Жадность сгубила. История банкротства Archegos Capital

Билл Хван вполне успешно руководил фондом Tiger Asia Management, после чего ему пришла в голову замечательная идея: зачем вообще зарабатывать деньги, если их можно взять у банков в кредит? На полученные деньги купить акции и снова взять под них кредит? Фондовые рынки на тот момент показывали более чем 5-тилетний рост, потому идея могла бы и выстрелить. Надолго ли?

В созданный семейный бизнес под названием Archegos Capital были вложены 10 млрд долл. США. Эта сумма должна была бы убедить банки выдать фонду консорциумный кредит, что и было сделано.

  • Хван выбрал несколько не самых ликвидных компаний в самых популярных технологических секторах и вложил в них все 10 млрд USD.
  • Затем он обратился к ряду банков за кредитом под залог этих акций. Кредитодателями выступили швейцарский Credit Suisse, Goldman Sachs, Morgan Stanley, UBS, Nomura.
  • Полученный кредит был вложен в эти же акции, которые при низкой ликвидности получили финансовую подпитку и потому ушли вверх.
  • Чем выше росла стоимость акций, тем больше можно было взять под них кредит.

10 млрд быстро превратились в 30 млрд. Но лафа быстр закончилась. Компании, чьи акции поднимались в цене, решили и сами на этом немного заработать. Дополнительная эмиссия остановила рост цены и одновременно в технологическом секторе возник локальный спад. Банки попросили у Хвана дополнительное обеспечение, которого у него конечно же не оказалось.

В этот момент банкам было бы проще договориться между собой не продавать залоговые акции Хвана, чтобы не вызвать их полное обрушение. Но в финансах каждый сам за себя. Неизвестно, сколько смог вывести денег сам Хван, но известно, что вернуть удалось чуть менее 20 млрд долл. США. Goldman Sachs и Morgan Stanley отделались легким испугом, потери Nomura составили 2 млрд. Надежный и щедрый швейцарский банк Credit Suisse «подарил» предприимчивому бизнесмену около 4,7 млрд долл. США.

Заключение. По итогам 2022 года Credit Suisse зафиксировал 7,9 млрд долл. США убытков. Рекордным для банка был 2008 год – тогда убыток составил 8,2 млрд долл. США. Причиной банк называет скандалы последних лет, судебные дела. Реструктуризация бизнеса, смена топ-менеджмента, увольнение 9000 сотрудников, привлечение 4 млрд долл. США капитала инвесторов из Ближнего Востока пока не решают проблему.

Вывод. Если что-то приносит деньги и кажется надежным, не факт, что это действительно надежно. Даже если это посоветовал швейцарский банк.