Необычные экономические индексы (часть 2)

·

·

2 мин.

Самый популярный среди необычных экономических индексов – индекс Биг-Мака. Является неформальным экономическим показателем, созданным журналом The Economist. Используется для сравнения покупательской способности валют разных стран путем анализа стоимости одного и того же продукта — гамбургера «Биг-Мак» — в разных странах. Идея заключается в том, что цены на Биг-Мак в разных странах связаны с экономической ситуацией и уровнем инфляции. Сравнивая стоимость гамбургера в разных странах, можно сделать выводы о том, переоценена ли или недооценена валюта.

Похожие индексы: индекс борща, окрошки, пиццы, мороженного, пасты, кофе, суши и т.д. Например, индекс кофе построен на стоимости кофе в кофейнях разных стран.

Нестандартные экономические индексы для оценки состояния экономики

  1. Индексы блюд.

Вариант оценки благосостояния населения. Для каждой страны этот индекс свой. Для отслеживания розничных цен рассчитывается стоимость продуктов, необходимых длдя приготовления популярного национального блюда. В какой-то степени этот индекс отображает уровень инфляции: продуктовый набор подорожал на 10% — можно сказать, что инфляция на продукты питания составила 10%. Также индекс показывает, какие продукты подорожали больше всего.

2. Индекс ритейла.

Похожий на индекс блюд индикатор, отслеживающий стоимость продовольственных товаров в розничных сетях. Во многих странах есть утвержденных контролирующими органами список основных базовых продуктов, входящих в продуктовую корзину: мясо, крупы, сахар, овощи, рыба, масло, чай и т.д. Индекс рассчитывается:

  • По отдельным торговым сетям, относящимся к дискаунтерам или премиальному сегменту.
  • По бюджетным и премиальным продуктам.

Индекс показывает сравнительный уровень инфляции на продукты питания, а заодно позволяет контролировать цены в супермаркетах, тем самым исключая монопольный сговор с искусственным завышением цен.

3. Индекс потребительской уверенности.

Индикатор, представляющий собой собирательный образ человека со средним уровнем дохода. На основе опросов и статистических данных аналитики формируют индекс потребительской уверенности: изменение уровня среднегодовой зарплаты, сумма сбережений, изменение благосостояния и ожиданий. В опросах принимают участие более 2-3К (в зависимости от страны) респондентов в возрасте от 18 до 65 лет.

Другие необычные индексы:

  • Индекс длины юбки. Упомянут в диссертации Джорджа Тейлора в 1920 году. Согласно его версии, чем короче юбки, тем лучше ситуация с экономикой страны. Ведь у девушек есть возможность больше тратить деньги на дорогие чулки и свою красоту. И наоборот, чем меньше денег, тем длиннее юбки, скрывающие низкое качество чулок.
  • Индекс Олимпийских игр. Согласно этой идее мировая экономика растет во время проведения Игр, так как люди отвлекаются от негативных мультипликаторов (инфляция, безработица). Автор идеи – компания Bespoke Investment Group, предложившая идею в 2016 году после анализа динамики индекса Dow Jones. Во время 18 из 26 проведенных игр индекс показывал положительную доходность.
  • Индекс попкорна. Эта теория говорит о том, что во время кризиса растут продажи билетов в кинотеатры и попкорн. Эта закономерность наблюдалась после Великой депрессии («Унесенные ветром – фильм с максимальными сборами с учетом инфляции в истории»), а также в 2001 и 2009 годах. Закономерность объясняется психологией поведения – люди стараются отвлечься хотя бы на несколько часов при сравнительно низких расходах.

Несмотря на нестандартность индексов и их расхождение с официальной статистикой, аналитики приводят в качестве доказательства своих идей статистические закономерности. Как воспринимать их – всерьез или с улыбкой – вопрос риторический.