Психологические паттерны, которые мешают зарабатывать деньги

·

·

3 мин.

Все люди разные и реакция на одно и то же событие у всех людей разная. Но в целом можно выделить отдельные поведенческие шаблоны, которые определяют последующий результат. Психологи говорят, что в 95% случаев мы действуем неосознанно – принимаем решение интуитивно, основываясь на событиях и опыте прошлого. Хорошо, если опыт позволяет не совершать ошибки прошлого. Но человек не может быть рационален на 100%, потому ошибки неминуемы. Психологические паттерны – это шаблоны, по которым действует большинство на подсознательном уровне. Если их выявить и убрать из цепочки принятия решения, можно уменьшить количество эмоциональных ошибок.

Ловушки психологии трейдера, приводящие к убытку

  1. Предвзятость подтверждения. Это склонность человека отдавать предпочтение той информации, которая подходит под его теорию. Выдавать желаемое за действительное.

Человек принимает за веру гипотезу о том, что «Земля плоская». Затем ищет ей подтверждение, игнорируя доказательства факта «Земля круглая». Находит и убеждает самого себя в том, что «Ага, я все-таки был прав! Какой я умный!». И на основе вывода принимает решение, которое является ошибочным из-за ошибочного предварительного вывода.

Есть два метода анализа: дедуктивный – предполагает поиск предпосылок будущему выводу. Индуктивный – поиск фактов, подтверждающих гипотезу. Предвзятость подтверждения присуща индуктивному методу анализа.

Важно! Придумывать гипотезу, принимать решение и затем искать ему оправдание – ошибка. Видеть паттерн или сигнал и искать ему подтверждение – ошибка. Сначала находятся предпосылки, объясняющие появление психологического паттерна или сигнала. И только потом принимается решение. Если у вас появилось предвзятое убеждение, попробуйте поставить себя на место оппонента и убедите самого себя в своей неправоте. Аргументов в пользу какой гипотезы больше?

2. Парейдолия в трейдинге. Наше сознание запрограммировано на поиск аналогий. Мы во всем стараемся искать сходства, аналогии, закономерности. Это можно сравнить с ПО, которое устанавливается на компьютер без вашего на то желания, но вы не собираетесь от него избавляться. Вам проще поверить в придуманную мозгом аналогию и на основе «заблуждения» принять решение. Хотя на самом деле это иллюзия.

Парейдолия – это визуальный эффект, когда видишь то, чего нет на самом деле. В трейдинге аналогично. Зрение автоматически находит объект/сигнал/информацию и интерпретирует ее, автоматически превращая в иллюзию. Как защититься? Думать математически, алгоритмически, не додумывать того, что нет. У любой модели есть конкретные параметры. Их нет – не нужно строить иллюзии.

3. Эффект победы. Или эффект присоединения к большинству. В экономике он означает рост потребительского спроса за счет того, что покупатель приобретает тот же товар, который покупают другие.

Симбиоз «стадного инстинкта» и FOMO. Человеку кажется, что у других все получается лучше, потому он начинает копировать их действия. Результат очевиден – пузырь. «Эх, почему я не вложился в биткоин в 2013 году? Ну ничего, он вверх пошел, все вкладывают. Даже дворник из соседнего подъезда 0,1 ВТС прикупил. Куплю и я». Хорошо, если успели вовремя соскочить. Но пузыри лопаются неожиданно.

4. Нежелание принимать во внимание сопутствующие факты. Это можно объяснить на примере ценных бумаг. Перед вами перспективные бумаги с потенциалом роста и потенциалом роста всей отрасли. Компания показывает прибыль, наращивая ее с каждым годом, что толкает стоимость акций вверх. Но насколько ее прибыль большая?

Человеку проще воспринять и поверить в факты, которые лежат на поверхности. Он видит прибыль 100 USD, которая поквартально растет – 102 USD, 105 USD. Но если взять все акции и умножить на их стоимость, цена компании составит 1000 USD (стоимость акций будет учитывать и основные средства компании). В финансовой отчетности долговые обязательства – 500 USD, которые растут за счет накапливающихся процентов. Более глубокий анализ показывает, что компания закредитована и ее прибыли недостаточно для покрытия обязательств. Ее рост прибыли лежит на поверхности, надувая пузырь. И рано или поздно пузырь лопнет.

Вывод. Бывает, что в своих неудачах виноват не рынок, не форс-мажор, не ошибка в анализе. А психология. И психологические паттерны, мешающие зарабатывать, тоже нужно удалять. Ведь ошибку анализа вы сможете устранить, в следующий раз учтя факторы, которые не учли раньше. А психология будет подталкивать вас наступать на те же грабли снова и снова. Победить и убедить самого себя – самая сложная задача.

Рубрики:

Теги: