MEV – новая проблема Ethereum

·

·

3 мин.

Переход на алгоритм PoS не решил проблему масштабирования. Но пока разработчики решают одну проблему, пользователи столкнулись с другой – MEV. Точнее, проблема существовала давно, но не все трейдеры о ней слышали. Зато о ней точно слышали валидаторы, которые активно используют этот баг в свою пользу – иными словами, зарабатывают на трейдерах.

Maximum Extractable Value – скрытый налог Ethereum

Проблема MEV была описана в начале 2021 года. Ее суть в том, что гибкие смарт-контракты Ethereum позволяют внутри блока некоторые ручные манипуляции. MEV (Maximum Extractable Value) –доход майнера или валидатора, получаемый за изменение порядка транзакций в создаваемом ими блоке. Пользователь осуществляет в DeFi-платформе транзакцию, валидатор меняет очередность транзакций в блоке так, чтобы заработать на арбитраже.

Справка:

  • Арбитражная сделка – сделка, позволяющая заработать за счет разницы цены одного актива на разных биржах.
  • Валидатор – участник блокчейна, который отвечает за проверку и подтверждение транзакций. Валидаторами становятся участники с наибольшим количеством монет.

Информация о транзакциях в блоках не может быть переписана, но ее можно поменять местами до того, как она будет подтверждена валидаторами. Сначала информация о транзакции попадает в общий мемпул, после чего валидаторы сами выбирают, в какой очередности будут добавлены транзакции в блок. Иными словами, они сами выбирают, какова будет цена сделки для пользователя. Пользователю же только останется констатировать, что его сделка исполнилась по другой цене, списав это на проскальзывание. Механизм получения прибыли путем постановки транзакций в выгодном валидатору порядке называется MEV.

Пример. Пользователь в сети Ethereum решил продать 1000 USDT по цене 100 USDT за 1 ETH (пример условный, без привязки к реальной цене) на DEX-платформе. Платформа соответственно разработана на блокчейне Эфириума. Алгоритм сделки следующий:

  • Информация о транзакции попадает в мемпул. За распределение заявок в блокчейне отвечают автоматизированные боты. Как только бот видит заявку, он может повысить цену ETH, добавив в пул ликвидности USDT – то есть раскрутить своего рода локальную инфляцию.
  • Цена после действий бота становится 1 ETH равным 200 USDT. И пользователь вместо 10 ETH получает 5 ETH.
  • Разница в оставшиеся 5 ETH за вычетом комиссии – прибыль валидатора.

Суть MEV-операции в том, что майнеры и валидаторы не нарушают правил алгоритма-консенсуса. Но осуществляют транзакции пользователей по менее выгодной цене в свою пользу.

Виды MEV:

  • Фронтраннинг. Валидатор запускает бот, который отслеживает новые транзакции пользователей и копирует их. Например, в пуле есть 10 свободных ETH по цене 100 USDT. Бот видит заявку покупателя, выставляет свою заявку на опережение и скупает текущий объем по лучшей цене. Следующие 10 ETH в стакане цен от другого продавца стоят уже 120 USDT. Бот выставляет ответную заявку 110 USDT и продает 10 ETH покупателю. Покупатель теряет на сделке 10*10=100 USDT и списывает это на проскальзывания. Прибыль идет валидатору.
  • Бэкраннинг. Бот при появлении нового пула выкупает по лучшей цене большую часть токенов, чтобы получить первое место в числе контрагентов. После роста цены первым продает подорожавшие монеты до того, как на превышении предложения над спросом цена уйдет вниз (аналог памп и дамп).
  • Сэндвич-атака. Модель предыдущих двух схем. Бот ищет самую крупную по объему транзакцию в пуле, выставляет перед ней свою заявку. И на росте цены за счет крупного объема первым избавляется от подорожавшего актива.
  • Ликвидация. В DeFi пользователь может взять кредит в любой криптовалюте, предоставив залог. Тем самым он совершает скрытую сделку, экономя комиссию. Бот видит, что залог в скором времени будет ликвидирован и выкупает его по наиболее выгодной цене. То есть валидатор злоупотребляет своим положением, используя инсайдерскую информацию.

Все операции с ботами происходят в доли секунды. Пользователь считает, что цена изменяется в режиме онлайн, потому соглашается с худшей ценой, списывая на то, что «не успел». По факту он в любом случае купит актив по худшей цене, потому что валидатор заберет свою «комиссию». С точки зрения правил блокчейна, нарушений нет. С точки зрения морали, валидатор с помощью ботов обманывает пользователя. Потому MEV также называют «невидимым налогом Ethereum».

Проблема MEV присуща и остальным сетям для разработки децентрализованных приложений. Но в Эфириуме она проявляется наиболее ярко. За 2021 год майнеры и валидаторы в сумме заработали 725 млн долл. США, из которых 4,3% — налог MEV. Подобная ситуация дискредитирует прозрачность сделок, тем более когда большая часть трейдеров и инвесторов не разбираются в блокчейне. В качестве частичного решения проблемы была предложена модель открытого ETH-аукциона. Она не устраняет возможность манипуляций, а делает их открытыми и прозрачными.

Рубрики:

Теги: