Parmalat — Enron по-европейски

·

·

3 мин.

Parmalat

Продукция Parmalat известна в нашем регионе едва ли не каждому человеку. Линейка молочных продуктов охватывает все ниши, включая детское питание, также под брендом корпорации производятся соки, импортируются из Италии паста, оливковое масло и другие продукты. Но мало кто знает, что почти 10 лет назад концерн с более чем 50-тилетней историей оказался на грани банкротства. И пусть в мире банкротятся сотни корпораций, история Parmalat уникальна тем, что она едва ли не полностью повторяет «эпичный» Энрон. Оказывается, что не только в США, но и в благополучной Европе есть те, кто хотел бы сказочную жизнь за счет других.

Parmalat: как создать гигантский концерт и обанкротить его

История итальянского концерна Parmalat начинается с 1961 года. Ее основателю Калисто Танци в тот момент было 22 года, и уже в таком возрасте он смог создать компанию, в портфеле которой на сегодняшний день более 100 наименований продукции. Изначально компания занималась только пастеризацией молока. С развитием технологий и расширением объемов Танци постепенно расширяет специализацию. Он одним из первых уходит от стеклянной тары, отдавав предпочтение тетра-паку, он раньше всех начинает таргетированный выпуск продукции (витаминизированное молоко, обезжиренное молоко и т.д.). Компания открывает филиалы в других странах и вроде бы ничего не предвещает беды.

Не успело мировое сообщество отойти от банкротства крупнейшей энергетической компании США, оказавшейся пирамидой (Схема Энрон была раскрыта в 2002 году), как в 2003-2004-м вскрылась схема Parmalat, работавшая по аналогичному сценарию. Пришедший на должность главного бухгалтера Энрико Бонди обнаруживает, что денег на счетах концерна нет — первое упавшее звено домино приводит к неконтролируемой цепной реакции:

  • Спустя 4 дня после обнаружения отсутствия денег Bank of America признает ценные бумаги дочерней компании Bonlat недействительными. Parmalat вынужден обнародовать убыток в 4,8 млрд дол. США. Впоследствии от сотрудничества со структурами Parmalat открестятся и другие банки, опасающиеся за свою репутацию. По итогам аудита недостача составит около 12,8 млрд дол. США.
  • Аудитор на тот момент уже «Большой четверки» Deloitte тут же попытался отойти в сторону, однако в дальнейшем все-таки не смог уйти от ответственности. Правда, компания все-таки осталась на плаву в отличие от утонувшей после Энрона Artur Andersen.

Все началось с того, что в конце 2003 года Parmalat по каким-то причинам просрочил срок выплаты сравнительно небольшой суммы 150 млн дол. США. Это удивило инвесторов — сумма ничтожная для такого концерна с оборотным капиталом в миллиарды дол. США. Deloitte начинает расследование, в ходе которого «всплывает» некий загадочный дериватив на сумму 135 млн дол. США. В теории Parmalat должен был получить по нему деньги, на практике же дериватив оказался несуществующим, из-за чего в балансе появился разрыв.

Спустя месяц, в декабре 2003 года, руководство Parmalat, которое не в силах быстро найти свободные деньги и закрыть разрыв, вынуждено сообщить о пропаже еще 589,9 млн дол. США, находящихся на балансе связанного с концерном хедж-фонда с регистрацией на Каймановых островах.

Подливает масла в огонь и Bank of America — согласно отчетности, на подразделении Bonlat числились 4,8 млрд дол. США, которые по сути оказались воздухом. По одной из версий, документ, подтверждавший наличие на счетах Bonlat денег, был подделан самими сотрудниками Bank of America, действовавшими вместе с Пармалат. По другой версии, было принято решение топить сам Пармалат, спасая репутацию Bank of America и других контрагентов (в ходе расследования SEC выявит связи концерна с Morgan Stanley, Citigroup, UBS, но их роль в схеме Пармалат останется за кулисами). Второго «Энрона» мир мог бы и не выдержать.

Итог. Из-за своевременно уничтоженной документации найти около 14 млрд дол. США так и не удалось. Известно только лишь то, что схема оффшорных компаний, на которые переводились деньги, насчитывала более 200 юридических лиц. Поверхностный контроль не выявлял фиктивность расчетов, а сам Parmalat пользовался безграничным доверием. Досталось и итальянским банкам, выдававшим концерну необеспеченные кредиты. Калисто Танци получил 18 лет тюрьмы, другие участники схемы — до 15-ти лет. Сам концерн был спасен за счет денежных вливаний государства.

У Пармалат и Энрон много общего — хотя первый завышал прибыль, а второй скрывал убытки, оба концерна сумели вовлечь в схему крупнейшие банки и аудиторов с мировым именем. И кто знает, чье банкротство окажется следующим.