Оценка привлекательности компании по мультипликатору ROA

·

·

3 мин.

Мультипликаторы ROA, ROE, ROI относят к второстепенным – они применяются реже, чем EBITDA или P/E, но их дополнительная информация помогает в оценке привлекательности компании для потенциального инвестора. Здесь срабатывает логичное правило: Когда из 10 мультипликаторов 8 оцениваются как положительные, можно инвестировать.

Формула расчета и практическое применение ROA

Мультипликатор ROA (Return on Assets) — финансовый коэффициент, который показывает, насколько эффективно компания использует свои активы для получения прибыли. Он рассчитывается путем деления чистой прибыли на средние общие активы.

Формула расчета мультипликатора ROA:

Мультипликатор ROA = Чистая прибыль / Общие активы

Чистая прибыль – Net Income из отчета о прибыли и убытках за последние 4 квартала. Общие активы – все активы компании.

Пример 1. Компания за год получила чистую прибыль в размере 100 миллионов рублей, средние общие активы за год составили 500 миллионов рублей, то мультипликатор ROA будет равен 0,2. Это означает, что компания за каждый рубль актива получила 20 копеек прибыли.

Пример 2. Брат и сестра получают в наследство квартиры по 100 тыс. долл. США каждая и сдают их в аренду. Брат получает прибыль 10 тыс. долл. США, сестра – 5 тыс. долл. США. ROE (Чистая прибыль / Капитал) = 10/100 = 10% — для брата и 5/100 = 5% — для сестры. При таком раскладе кажется, что брат более выгодно распорядился наследством и его способность управлять недвижимостью лучше, чем у сестры.

В отличие от ROE, мультипликатор ROA учитывает кроме капитала и обязательства. Активы = Капитал + Обязательства. Если рассмотреть ситуацию с братом и сестрой подробнее, то окажется, что брат взял кредит на 200 тыс. долл. США, за счет которых сделал ремонт, докупил мебель. И если сестра заработала 5 тыс., имея 100 тыс., то брат получил 10 тыс. с 300 тыс. ROA сестры – 5%, ROA брата – 3,33%. И в этом случае получается, что у сестры эффективность выше.

Факторы, влияющие на расчет мультипликатора ROA:

  • Отрасль, в которой работает компания. В некоторых отраслях, например, в розничной торговле или производстве, компании могут получать более высокую прибыль, чем в других отраслях, например, в финансовом секторе.
  • Конкуренция в отрасли. Если в отрасли высокая конкуренция, компании могут получать более низкую прибыль, чем в отрасли с низкой конкуренцией.
  • Экономические условия. В периоды экономического роста компании могут получать более высокую прибыль, чем в периоды экономического спада.

Данные факторы говорят о том, что нет единой шкалы, по которой можно было бы оценить «хорошее» или «плохое» текущее значение индикатора. Для каждой отрасли он свой, как и для каждой рыночной ситуации. Потому:

  • Данные сравниваются в динамике. Если у одной компании индикатор растет 4 периода подряд – это хорошо.
  • Данные сравниваются по компаниям одной страны и одной отрасли. Для каждой отрасли «хороший» показатель свой. Допускается сравнение между собой транснациональных компаний с бизнесом в разных регионах. Но также одной отрасли.
  • Данные компании сравниваются со средним показателем по отрасли.

ROA и ROE компаний сравниваются вместе. Плюсом считается сравнительно одинаковое значение, говорящее о низком уровне обязательств.

Это пример мультипликаторов для Apple:

И для NVDA:

Сравнительно одинаковый ROA говорит о том, что соотношение чистой прибыли и активов с обязательствами у обеих компаний одинаковое. Но у Apple ROE гораздо выше, что говорит о большей эффективности использования собственного капитала, который значительно больше, чем у NVIDIA. Для инвесторов Apple более привлекательный актив.

Мультипликатор ROA можно интерпретировать следующим образом:

  • Высокий мультипликатор ROA указывает на то, что компания эффективно использует свои активы для получения прибыли. Это может быть привлекательно для инвесторов, которые заинтересованы в получении высокой прибыли от своих инвестиций.
  • Низкий мультипликатор ROA указывает на то, что компания неэффективно использует свои активы для получения прибыли. Это может быть признаком того, что компания имеет проблемы с управлением или что отрасль, в которой она работает, является низкорентабельной.

Вывод. Мультипликатор ROA является лишь одним из показателей эффективности деятельности компании. Для более полной оценки компании необходимо также учитывать другие финансовые показатели, такие как рентабельность продаж, рентабельность собственного капитала и другие.