ТОП-25 когнитивных искажений в трейдинге (часть 2)

·

·

3 мин.

Когнитивные искажения – ошибки, которые человек допускает в силу своего субъективного восприятия ситуации. Вместо объективного анализа человек опирается на результат предыдущих периодов, додумывает то, чего нет, ищет аргументы, которые подтверждают его субъективную точку зрения. Когнитивные искажения в трейдинге часто приводят к ошибке, следствием которой становится убыток.

Когнитивные искажения в трейдинге

С первой частью обзора о когнитивных искажениях в трейдинге вы можете познакомиться здесь.

11. Ошибка хайндсайта. В русской версии его называют «эффектом всезнайки». Это склонность воспринимать факты, которые уже произошли, как очевидные. Сознание склонно преувеличивать значимость прошедшего события или наоборот значительно его упрощать. В этом случае нарушаются причинно-следственные связи: событие было предсказуемым и потому привело к подобному результату. В дальнейшем трейдер склонен верить в предсказуемость, что приводит к излишней самоуверенности и предвзятости.

12. Эффект смещенного внимания. Суть ошибки в избирательном внимании к отдельным деталям. Человек не рассматривает альтернативы, упуская возможности.

13. Отрицание вероятности. В теории человек знает, что полет на самолете более безопасен, чем поездка на автомобиле. Но он не учитывает другие вероятности – риск проблем со здоровьем в дороге или иной форс-мажор. В трейдинге это проявляется в построении модели на одном виде риска и игнорирование других влияющих факторов.

14. Внутригрупповая пристрастность. Ошибка, напоминающая «Эффект толпы». Находясь в коллективе, человек перестает думать индивидуально. Он старается подстроиться под мышление большинства, хочет чувствовать себя частью коллектива. Вместо предложения собственных идей и решений трейдер ориентируется на мнение толпы, дорабатывая его по своему усмотрению. Этот путь допустим, если у вас нет опыта и вы опираетесь на опыт других. Но тогда вы должны делать выводы из каждой ситуации, нарабатывая нужные навыки.

15. Ошибка рационализации. Помните, когда в последний раз вы купили что-то бесполезное и дорогое, а потом убеждали себя, что решение было правильным? Эта ошибка заключается в том, что сознание помнит выборочно те аргументы, которые привели к принятию решения. И избирательно «забывает» об аргументах, которые были против. Чтобы ее избежать, перед принятием решения записывайте аргументы «за» и «против», чтобы потом объективно оценить влияние того или иного фактора.

16. Ошибка выжившего. Сосредотачиваясь на «выживших» компаниях, вы рискуете снова повторить неудачи, которые проигнорировали. Как вы можете оценить эффективность «выжившей» компании, проигнорировав причины проблем неэффективных компаний? Подробнее это когнитивное искажение трейдера разобрано в обзоре «Ошибка выжившего инвестора – как не попасть в ловушку статистического анализа».

17. Предвзятость отбора. Ошибка, допущенная в прошлом, отражается на выборе в настоящем периоде. Человек, который раз обжегся на алгоритмических стейблкоинах, теперь не доверяет ни одному из них. Тем самым ограничивая альтернативы.

18. Ошибка автоматизации. Более 60% сделок совершаются советниками, нейросетями, системами с машинным обучением. Но алгоритмические системы работают по заданной модели и даже с учетом машинного обучения допускают ошибки. Эти риски должны быть учтены, контроль над советниками обязателен.

19. Эффект доступности. Связан с тем, что происходило в прошлом и что придает неоправданной уверенности в настоящем. Важна текущая объективность.

20. Слепая зона. Если человек считает, что он поступает логичнее других… Он знает ошибки и потому в них не попадется… Значит он попался в еще одно когнитивное искажение. Знать о потенциальных ошибках – не значит их преодолеть.

21. Домашние инвестиции. Зарубежные рынки могут оказаться проще для анализа и выше по доходности. Нот трейдер уверен, что в своем национальном рынке он разбирается гораздо лучше. Тем самым упускает возможности.

22. Эффект обладания. Человеку кажется, что его актив особенно ценен. Если он уже купил акции какой-то компании и они более-менее приносят прибыль, трейдер скорее докупит еще акций этой компании, чем проанализирует рынок и выберет другой актив.

23. Подмена понятий. Свойство выдавать желаемое за действительное. Вместо глубокого анализа принимается поспешное решение, выдаваемое за «верное».

24. Эффект фрейминга. Ошибочное мнение: чем больше анализируемых факторов, тем больше вероятность правильного решения. Наоборот, если вы будете оценивать мультипликаторы, паттерны, график, новости и т.д. – поток информации запутает вас еще больше.

25. Эффект обратного результата. Человек склонен отстаивать то мнение, которое он высказал публично и в котором полностью уверен. Предоставленные аргументы против не меняют мнение, а еще больше убеждают человека в своей правоте. Причина: признание ошибочности мнения может в корне повлиять на его глубокие убеждения.

Вывод. Ошибается каждый. И многие ошибки человек делает подсознательно. Но чем больше вы будете задумываться об ошибках и ставить под сомнения свои отдельные действия, тем больше вероятность, что в будущем вы примете правильное, объективное решение.

Удачного вам инвестирования!

Рубрики:

Теги: