ТОП-25 когнитивных искажений в трейдинге (часть 1)

·

·

3 мин.

Когнитивные искажения – это это систематические ошибки или отклонения в нашем мышлении и восприятии информации, которые могут приводить к неточным выводам, неправильным суждениям или искаженному восприятию реальности. Они возникают из-за специфических способов, которыми наш мозг обрабатывает и интерпретирует информацию.

Несколько распространенных примеров:

  1. Подтверждение. Склонность искать и трактовать информацию таким образом, чтобы она подтверждала предвзятые мнения или убеждения человека, и игнорировать информацию, которая противоречит им.
  2. Селективное восприятие. Тенденция замечать или запоминать только ту информацию, которая соответствует ожиданиям, и игнорировать информацию, которая противоречит им.
  3. Предубеждение подтверждения. Склонность искать и интерпретировать информацию таким образом, чтобы она подтверждала предварительные убеждения, игнорируя контраргументы или противоречащую информацию.

Виды когнитивных искажений разобраны в психологии и в этом обзоре они будут рассмотрены применимо к трейдингу.

Когнитивные искажения в трейдинге

  1. Ошибка игрока. Ощущение уверенности в своих действиях только потому, что раньше «так работало». Вы подбрасываете монету, несколько раз выпадает решка. Если вы предположили, что сейчас по статистике точно выпадет орел – вы допустили «Ошибку игрока». Ей подвержены люди с математическим складом ума, которые слишком придают значение закономерностям и статистике.

В трейдинге есть правило: положительные результаты в прошлых периодах не гарантируют положительные результаты в будущем. Тем не менее сознание человека подвержено безосновательному оптимизму там, где любое событие имеет вероятностный характер. Трейдеру кажется: если данная стратегия работала в прошлом, то она гарантированно сработает и завтра. Это когнитивное искажение подробно разобрано в обзоре «6 финансовых иллюзий, которые искажают реальность».

2. Эффект якоря. Человек привязывается к той информации, в которой разбирается и игнорирует то, что ему непонятно или кажется несущественным. Если вы анализируете только текущую рыночную ситуацию и не смотрите на историю или анализируете только финансовые данные компании, игнорируя данные по отрасли – вы допускаете ошибку.

3. Феномен горячей руки. Искаженное мнение о том, что серия успешных сделок повышает шансы на последующий успех. 3 результативные сделки подряд не повышают шансы на успех в четвертый раз. Здесь скорее может сыграть роль сухая статистика: если на тестовом периоде средняя серия прибыльных сделок – 4, то четвертая сделка действительно по статистике может оказать результативной. Но возвращаемся к «Ошибке игрока»: статистика прошлых периодов не гарантирует аналогичные результаты в будущем.

4. Искажение Мартингейла. Классическая ошибка трейдера, удваивающего ставку (объем позиции) после каждой ошибки с расчетом на то, что по теории вероятности гарантировано будет выигрыш. По похожему принципу работает и пирамидинг. Если в табличном редакторе сравнить расходы на ставку и сумму выигрыша, то окажется, что при небольшой доходности получается несоизмеримый риск. Стоит ли оно того? Подробнее о Мартингейле здесь.

5. Кластерное искажение. Когнитивное искажение, которое заключается в видении закономерностей там, где их нет. В трейдинге часто проявляется в графическом анализе – в попытках построения уровней, идентификации паттернов, которые таковыми не являются. Подробнее об этом вы прочтете в обзоре «Почему не работают паттерны в трейдинге».

6. Эффект неоднозначности. Человек склонен принимать решение в пользу того варианта, где исход ему кажется более очевидным. Например, вкладывать деньги в облигации, где доходность известна заранее, вместо более непредсказуемых акций. Но при детальном фундаментальном анализе доходность акций может тоже быть относительно предсказуемой. И она выше, чем доходность облигаций. Иными словами, трейдер заранее отказывается от возможности заработать больше.

7. Эффект толпы. Склонность верить большинству. Этот инструмент часто используют медийные лица или маркетмейкеры, манипулируя сознанием большинства. На этом принципе построены стратегии «памп и дамп», яркий пример которых – GameStop. Доверять себе и идти против толпы – не вариант. Лучше всего переждать временный всплеск, после которого цена чаще всего возвращается на прежний уровень.

8. Эффект диспозиции. Страх продать слишком рано или слишком поздно. У вас есть актив, он растет, но вы продаете его слишком рано, опасаясь, что он вот-вот развернется. Хотя анализ говорит об обратном. Или наоборот вы отказываетесь продавать актив в надежде, что он вернется к прежней цене.

9. Предвзятость подтверждения. Если вы купили акции, но их цена ушла вниз, вы будете искать любую информацию, подтверждающую, что ваше решение было правильным. Хотя факты говорят об обратном. Вариант борьбы с этим когнитивным искажением – поиск информации, которая бы доказывала ошибочность решения и анализ сопутствующих фактов.

10. Эффект недавности. Суть ошибки – придавать большее внимание результатам последних сделок и принимать на их основе решение. Чтобы избежать ошибки, подходите к каждой новой сделке как к новой.

Продолжение в следующей части.

Рубрики:

Теги: