Инвестиционные мошенничества – почему жертвы сдаются

·

·

2 мин.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но вот, что интересно: сами утопающие оказывается весьма не против того, чтобы утонуть. Точнее, они даже не рассчитывают на чью-то помощь, заведомо «складывая лапки». Они не предпринимают никаких действий, смиряясь с, по их мнению, неизбежным. При таком раскладе мошенники только радостно потирают руки. Ведь вместо того, чтобы отвечать за свои действия, они получают возможность снова и снова обманывать жертв. Примечательно, что некоторые из них попадаются по второму кругу. Методы мошенничеств настолько видоизменяются, что жертвы перестают отличать правду от обмана. Потому инвестиционные мошенничества продолжают процветать. По крайней мере на территории бывшего СССР.

Статистика по инвестиционным мошенничествам

В первой половине ноября 2023 года российский аналитический центр (НАФИ) опубликовал интересную статистику в отношении инвестиционных мошенничеств. В отчете есть четкое разделение на мошенничества финансовые и инвестиционные. В первом случае более 55% жертв пытаются обратиться хотя бы в какую-то инстанцию. Результативность этих обращений – это уже другой вопрос. Во втором случае этот процент составляет 26%. То есть 74% обманутых жертв даже не пытаются что-то предпринять.

За последние 12 месяцев практически каждый житель РФ сталкивался с финансовым мошенничеством в том или ином виде. Речь о попытках получить данные банковских карт, фишинг при покупках/продажах в интернете и т.д. На уровне законодательства попытки пресечь подобные случаи есть, но они малоэффективны. Например, банки обязаны компенсировать жертве убыток, если они перевели ее деньги на счет, который есть в базе Банка России. Но скольких счетов еще в этой базе нет? Да и на практике доказать факт мошенничества непросто.

Жертвы, столкнувшиеся с финансовым мошенничеством, поступают следующим образом:

  • 39% обращаются в банк, который переводил деньги мошенникам. Банк может заблокировать счет мошенника до выяснения обстоятельств.
  • 14% обращаются в полицию. И это более логично, так как это ее функция – бороться с мошенничеством.
  • 13% обращаются к интернет-провайдерам и сотовым операторам. Зачем – сложный вопрос.
  • 10% обращаются к владельцам интернет-платформ. Вернуть деньги они не помогут, но хотя бы забанят аккаунт мошенников.

Наибольшее количество жалоб (среди тех, кто их все-таки подает) – предложения «заработать на инвестициях», 26%. Классическая схема финансовой пирамиды под видом брокера Форекс, криптовалютной компании, управляющей компании и т.д.

В случае с инвестиционным мошенничеством ситуация более плачевная: в банк обращались 11%, в полицию – 8%, к провайдеру – 7%. И 74% вообще никуда не обращались.

Почему так? Версий несколько:

  • Обманутые жертвы не знают, в какие инстанции обращаться. Хотя полиция – первая логичная инстанция.
  • Жертвы не верят в положительный результат. Они уверены, что деньги им все равно не вернут. Хотя даже если это и так, это хотя бы могло помочь предотвратить обман следующих жертв.
  • Жертвы не хотят тратить время. Обращение в инстанции – это время, необходимость передачи личных данных. Это не стоит потерянных денег. «Тише едешь – дальше будешь».

И пока жертвы проявляют такое равнодушие, мошенники продолжают искать новые методы обмана.

Что почитать: «Как обманывают инвесторов», «Криптовалютное мошенничество – реальный случай», «Криптоскамеры в Telegram».