Оценка привлекательности компании по мультипликатору ROE

·

·

3 мин.

Мультипликаторы ROE и ROA показывают эффективность управления компанией собственными средствами. Чем больше прибыли генерирует компания благодаря собственному капиталу и активам, тем эффективнее она работает. Разница в индикаторах только в том, что в ROE учитывается собственный капитал без обязательств.

Формула расчета и практическое применение ROE

Мультипликатор ROE (Return on equity) – индикатор эффективного распоряжения деньгами. При одном и том же уровне капитала компания может за одинаковый период времени получать прибыль в столько-то тыс. долл. США. А может получать вдвое больше, если будет быстрее оборачивать деньги и инвестировать в оптимизацию производства. Во втором случае ROE будет выше – компания работает эффективнее.

Формула расчета ROE:

ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал

где:

  • Чистая прибыль — это разница между выручкой и расходами компании, включая налог на прибыль.
  • Собственный капитал — это сумма средств, внесенных акционерами в компанию, а также ее нераспределенной прибыли.

Применение мультипликатора ROE – полезность для инвесторов:

  • Анализ ROE для сравнения эффективности нескольких компаний в одной отрасли. Например, инвестор может сравнить ROE нескольких компаний в сфере технологий, чтобы определить, какая из них является наиболее эффективной.
  • Анализ ROE для оценки того, насколько эффективно компания использует свой собственный капитал.
  • Анализ ROE для сравнения эффективности компании в течение нескольких периодов времени. Например, инвестор может использовать ROE, чтобы определить, улучшилась или ухудшилась эффективность компании в течение последних нескольких лет.

В обзоре ROA были приведены два примера:

  • Пример с братом и сестрой показывает, что ROE без ROA не дает полной картины, так как не учитывает обязательства. При одинаковом капитале чистая прибыль может оказаться больше за счет инвестиций, полученных в кредит (в качестве обязательств). И ROA окажется меньше при большей сумме чистой прибыли именно из-за обязательств.
  • Обратная ситуации разобрана на примере Apple и NVDA. При сравнительно одинаковых ROA мультипликатор ROE отличается в несколько раз.

Причины, по которым у компаний с одинаковым ROA может быть разный ROE:

  • Разный уровень собственного капитала. Компания с более высоким уровнем собственного капитала будет иметь более высокий ROE.
  • Разный уровень заемного капитала. Компания с более низким уровнем заемного капитала будет иметь более высокий ROE.
  • Разная структура заемного капитала. Компания с более дешевым заемным капиталом будет иметь более высокий ROE.
  • Разные налоговые условия. Компания, которая платит более низкие налоги, будет иметь более высокий ROE.


Если у компаний одинаковый ROA, но разный ROE, это говорит о том, что компании имеют разную структуру капитала. Компания с более высоким ROE имеет более высокий уровень собственного капитала по отношению к заемному капиталу. Это означает, что компания имеет больший собственный капитал для финансирования своей деятельности, что позволяет ей получать более высокую прибыль.

Или второй вариант: наличие большего капитала не говорит об эффективности им управления.

Пример. Две компании могут иметь одинаковый ROA в размере 10%. Однако, если первая компания имеет собственный капитал в размере 100 миллионов рублей, а заемный капитал в размере 200 миллионов рублей, то ее ROE будет равен 5%. Вторая компания может иметь собственный капитал в размере 500 миллионов рублей, а заемный капитал в размере 100 миллионов рублей, то ее ROE будет равен 25%:

  • Первая компания: ROE = 10/100*100% = 10%. ROA = 10/(100+200)*100% = 3,33%.
  • Вторая компания: ROE = 20/500*100% = 4%. ROA = 20/(500+100)*100% = 3,33%.

В этом примере мультипликаторы ROA одинаковые. Но вторая компания имеет в 5 раз больший капитал. И эффективность им управления – всего 4% против 10% первой компании. И хотя чистая прибыль с капиталом у первой компании больше, ROE у нее выше. Значит первая компания перспективнее. Правда, следует учесть, что она более закредитована, чем первая – это создает дополнительные риски.

В большинстве случаев компании с более высоким ROE являются более привлекательными для инвесторов, так как они имеют потенциал для более высокой прибыли. Но более высокий ROE также означает более высокий риск для инвесторов, так как компания с большим собственным капиталом может быть более уязвима к финансовым трудностям.

Вывод. Пример комбинации мультипликаторов ROE и ROA показывает, что отдельно сравнивать 1-2 мультипликатора нет смысла. Анализ компании проводится по десятку мультипликаторов одновременно, которые позволяют оценить ее привлекательность «перекрестным» способом – увидеть или наоборот «отсеять» информацию по долговым обязательствам, сравнить рентабельность, эффективность в кратко- и долгосрочном периоде и т.д.