Поверхностная оценка эффективности компаний разных секторов

·

·

3 мин.

Есть несколько классификаций оценки эффективности компаний. Самый распространенный – анализ финансовой отчетности, прогнозов по развитию и оценка мультипликаторов. Показатели сравниваются в динамике между разными компаниями и отраслевыми индикаторами. Есть модели, построенные на основе индексов, построенных на опросах. Еще один вариант – анализ основных отраслевых метрик, публикуемых как отдельной компанией, так и биржами, аналитическими платформами и регуляторами.

Фундаментальные метрики оценки эффективности компаний

  1. Потребительский сектор.
  • Лайки. Like for Like (LFK) – индикатор, отображающий изменения в работе компании за текущий период в сравнении с предыдущими периодами. Включает в себя анализ эффективности управления, динамики увеличения числа клиентов, изменение среднего чека. Показатели сравниваются также в динамике между собой. Например, уменьшение числа покупателей может быть компенсировано ростом среднего чека.
  • Изменение квадратуры торговых площадей. Расширение торговых сетей – это в теории плюс, но только при условии окупаемости инвестиций. Этот параметр можно рассмотреть вместе с динамикой роста числа покупателей. Если торговые площади увеличились на 10%, число покупателей – на 5%, существенного прироста выручки не произошло – это минус.

2. Телекоммуникационный сектор. Здесь ключевой показатель – сумма дохода, которую постоянно приносит каждый пользователь (ARPU) и число самих пользователей. Клиентская база растет – хорошо, так как растут доходы от абонентской платы. Показатель анализируется вместе с ACPU – затратами на одного пользователя. Если расходы растут быстрее и нет возможности поднимать стоимость абонплаты, они должны быть компенсированы ростом клиентской базы.

3. Нефтегазовый сектор.  Здесь ключевые показатели компании: объем добываемой нефти, объем запасов месторождений с учетом разной сложности их добычи, инвестиции в разведочные работы, качество добываемой нефти. Небольшая компания с высококачественной нефтью и низкой себестоимостью добычи может вполне конкурировать с корпорацией, у которой высокая себестоимость добычи. Также вопрос в рынке сбыта. У корпорации, владеющей собственными перерабатывающими мощностями, перспектив больше. Компании, у которых налажены зарубежные поставки в дружественные страны, меньше подвержены рискам.

4. IT-сектор. Здесь сложность в том, что IT-сектор имеет множество направлений, потому и сравнивать нужно компании одного сегмента. Примеры сегментов: платформы-агрегаторы, компании по разработке ПО, игровые платформы и т.д. Ключевые показатели: количество активных пользователей, прирост новых пользователей, соотношение доходов и расходов на одного пользователя.

5. Строительный сектор. Ключевые показатели: объемы строящихся площадей на текущий период и динамика их изменения, количество введенных в эксплуатацию объектов (в штуках и квадратных метрах), площади земельных участков в собственности. Дополнительный показатель – доля в продажах компании ипотечного кредитования. И доля банковского капитала в проектном финансировании строительства.

6. Электроэнергетика. Здесь есть несколько секторов: генерирующие компании, сетевые компании и компании, работающие с конечными потребителями. Сравниваемые показатели: мощность выработки электроэнергии, расходы на транспортировку, сезонные изменения, связанные с ростом потребления электричества, капитальные расходы.

7. Металлургия. Для металлургических компаний важна обеспеченность сырьем и углем. И также география сбыта продукции. Так как многие компании ориентированы на экспорт, нужно понимать, насколько санкции, изменение пошлин могут повлиять на объемы сбыта. У золотодобывающих компаний есть два показателя – TCC и AISC. Первый включает в себя расходы на производство 1 унции Au (себестоимость, включая административные расходы). Второй – совокупные расходы (TCC + другие виды расходов).

8. Финансовый сектор. Здесь много показателей, находящихся в открытом доступе. Для банков: уровень капитализации, сумма выданных кредитов в разрезе их типов, сумма депозитов в разрезе их типов, сумма резервов и т.д. Если банк ориентирован на краткосрочные депозиты физических лиц, но имеет перевес в долгосрочных кредитах, его баланс несбалансирован. Для страховых компаний: динамика изменения сумм страховых платежей и страховых выплат.

У данных метрик есть большой недостаток – отсутствие базовой информации. Две компании сравниваются по одному показателю. Но может быть так, что один параметр есть у первой компании, второй – у другой. Потому совет: перед тем, как проводить фундаментальный анализ, создайте базу по имеющимся в открытом доступе метрикам. Например, можно создать базу в табличном редакторе и обновлять ее раз в месяц, заодно сравнивая динамику изменений.