Что такое листинг на бирже

·

·

3 мин.

На бирже котируются тысячи ценных бумаг. «Голубые фишки» наиболее ликвидны, на них строятся ключевые индексы. Бумаги второго и третьего эшелона в индексы преимущественно не входят, но они могут «выстрелить» в любой момент и гораздо сильнее «фишек». Логичнее диверсифицировать портфель, составляя его из акций разного уровня листинга. Что такое листинг на бирже, разбираемся в этом обзоре.

Листинг акций на бирже

Уровни листинга — это способ классификации ценных бумаг, которые торгуются на бирже, по степени их надежности, ликвидности, прозрачности и другим параметрам. Уровни листинга определяются правилами и требованиями биржи, которые должны соблюдать эмитенты и их бумаги, чтобы попасть в тот или иной список.

Для компании уровень листинга – это имидж. Имидж – это больший интерес со стороны инвесторов, выше ликвидность, выше приток денег в бизнес. С другой стороны, это больший уровень ответственности. Полный список компаний листингов всех уровней обычно публикуется на сайте биржи в открытом доступе.

На Московской бирже существуют три уровня листинга:

  • Первый уровень — самый высокий и престижный. К нему допускаются самые стабильные и ликвидные ценные бумаги, такие как акции крупных компаний, государственные облигации, паи биржевых фондов и т.д. Эмитенты первого уровня должны соответствовать строгим критериям по капитализации, финансовой отчетности, раскрытию информации, корпоративному управлению и другим показателям.

Требования: компания работает минимум 3 года и готова предоставить отчетность МСФО за тот же период. Соблюдение требований по корпоративному управлению. При капитализации более 60 млрд руб. в свободном обращении должно быть не менее 10% акций. Общая стоимость акций в свободном обращении – не менее 3 млрд. руб. Полное раскрытие информации об акциях и эмитенте в соответствии с требованиями биржи.

  • Второй уровень — средний. К нему допускаются ценные бумаги, которые не соответствуют всем требованиям первого уровня, но все же имеют достаточную надежность и ликвидность. Эмитенты второго уровня должны соблюдать менее жесткие, но все еще значительные критерии по размеру компании, финансовым результатам, раскрытию информации и т.д.

Относятся к бумагам с низким уровнем ликвидности. Требования: соответствовать требованиям по корпоративному управлению, предоставить отчетность МСФО за последний календарный год, существовать минимум 1 год. Обязательно раскрытие информации по требованию биржи (в соответствии с ее требованиями). Есть дополнительные требования к обычным акциям в сравнении с привилегированными.

  • Третий уровень — низкий. К нему допускаются все ценные бумаги, которые не соответствуют критериям первого и второго уровней, но все равно могут торговаться на бирже. Эмитенты третьего уровня должны соблюдать минимальные требования по регистрации, документации, раскрытию информации и т.д. Третий уровень не является котировальным списком, а скорее предупреждает инвесторов о дополнительных рисках, связанных с такими бумагами.

Эти бумаги не отображаются в терминале, так как они не включаются в котировальный список. Чтобы попасть в листинг, нужно соответствовать законодательству, предоставить в момент регистрации всю информацию о бумагах и эмитенте.

Также есть еще один вариант интерпретации листинга в зависимости от уровня рынка, на котором котируется бумага.

Наиболее общие уровни листинга:

  1. Основной рынок (Main Market). Предназначен для крупных и стабильных компаний с высоким уровнем капитализации. К этим компаниям предъявляются максимально строгие требования с постоянным контролем финансовой отчетности.
  2. Альтернативный рынок (Alternative Market). Предназначен для компаний с меньшей капитализацией или теми, которые не соответствуют требованиям для котирования на основном рынке. Акции на альтернативном рынке могут быть менее ликвидными и более рискованными для инвесторов.
  3. Рынок OTC (Over-the-Counter). Компании не котируются на официальной бирже, а их акции продаются напрямую между инвесторами. Рынок OTC обычно менее регулируемый и более подверженный рискам. Если в предыдущих случаях биржа выступала в некоторой степени гарантом, помогала вести учет ценных бумаг, то здесь вся ответственность на участниках сделки. Включая бухгалтерские вопросы и налоговый учет.
  4. Платформа краудфандинга и стартапов. Специализированные платформы, которые предоставляют доступ к инвестициям в стартапы и малые компании, обычно через краудфандинговые кампании или другие альтернативные методы сбора средств.

Уровень листинга может помочь инвестору при первичной оценке ценных бумаг, но он не должен быть решающим фактором при принятии инвестиционных решений. Важно также учитывать другие факторы: финансовая отчетность и мультипликаторы, перспективы диверсификации бизнеса и выход на новые рынки, фундаментальный анализ, технический анализ, новости и тенденции рынка и т.д.

Что почитать: «Что делать в случае делистинга».