Пошаговая инструкция по финансовому анализу компании. Общий анализ

·

·

2 мин.

В отличие от валютного, фондовый рынок позволяет зарабатывать на долгосрочных стратегиях. Валютный трейдер вынужден тратить много времени на текущий анализ, часто сидеть у монитора и ловить краткие тренды – валютный курсы жестко удерживаются Центробанками в определенном коридоре. Иной вопрос – ценные бумаги. Они могут расти сколь угодно долго. Правда, могут полностью обесцениться. Если отсеять заведомо убыточные варианты, то инвестиции в акции могут оказаться выгоднее спекуляции на курсовых парах хотя бы потому, что здесь инвестирование будет из разряда «купил и забыл». Утрированно, но факт. Дело за малым: провести финансовый анализ компании и выбрать акции.

Финансовый анализ компании

Модель инвестирования в топовые компании отдельных секторов (ритейл, технологические компании, компании нефтеперерабатывающего сектора, промышленность) работает с перебоями. Например, акции PayPal в 2021 году обвалились почти к историческим минимумам, Tesla не показывает стабильность, Meta не помогла даже реструктуризация. Технологические компании периодически получают драйвера в виде бума метавселенных или искусственного интеллекта.

Вариант приоритета топовым компаниям отрасли реализован в фондовых индексах. И консервативный вариант долгосрочного инвестирования в индексы разумен – на временном интервале 12-15 лет инвестиции оказывались в плюсе. Есть второй вариант – поиск отдельных приоритетных бумаг.

Пошаговый финансовый анализ компании – вертикальный:

  1. Макроэкономическая ситуация в стране. Анализ начинается с определения цикла, в котором находится экономика страны. Если в соответствии с волновой теорией экономика страны развивается, то косвенно это будет влиять и на стоимость акций.

Анализируются: ВВП, уровень инфляции, безработицы. И т.д. Можно посмотреть рейтинг страны, присвоенный международными агентствами. Есть два нюанса. Первый: за экономическим ростом следует спад. Момент пика разворота макроэкономических показателей можно использовать как сигнал к продаже акций. Правило работает не всегда, но его имеет смысл учитывать при ребалансировке портфеля.

Второй момент: многие крупные компании – международные. Наличие штаб-квартиры, например, в США, где наблюдается экономический рост, не говорит о перспективах отдельной компании. Например, транснациональные корпорации зависят от объемов сбыта в других регионах. Особенно это относится к технологическому и биотехнологическому сектору. Какой бы не был рост экономики США, провал выхода на региональный рынок других стран воспринимается негативно.

2. Ситуация в отрасли. Следующая ступенька – сегмент и отрасль, в которой работает компания.

Начать стоит с анализа индекса отрасли. Отраслевые индексы в динамике показывают интенсивность и перспективы роста/падения котировок акций. Виден рост – важно понимать причины. Например, поддержка отдельных компаний со стороны государства, временный бум технологий и т.д. Учтите, что методика расчета индексов может отличаться в зависимости от страны. Потому сравнивать индексы одной отрасли разных стран нужно только в динамике – сопоставлять изменение индекса в процентах за равный промежуток времени.

Дальше нужно найти ответы на следующие вопросы:

  • Что может кардинально повлиять на состояние отрасли в ближайшее время? Законодательство, резкий рост спроса, внешние факторы и т.д.
  • Какие риски есть у отрасли? Например, сильная зависимость от геополитики.
  • Есть ли циклическое развитие отрасли? Можно ли увидеть отдельные циклы?
  • Какова специфика отрасли?

Эту информацию можно найти на аналитических ресурсах, публикующих официальную статистику. Иногда ее публикуют сами компании, но их оценка может быть завышена (приукрашена). Пример ресурсов — BIG4 либо крупные инвестиционные банки.

3. Анализ конкурентов. Оценка доли рынка целевой компании и долей конкурентов. Анализ мультипликаторов нужно проводить не только интересующий компании, но и тех, кто может претендовать на часть рынка.

Что еще почитать на тему финансового анализа компании:

В следующем обзоре будет подробнее рассмотрен внутренний анализ компании.