Проблемы метавселенных или почему не стоит ждать цифровой прогресс в ближайшее время

·

·

3 мин.

В конце 2021 года после ребрендинга Facebook в Meta в мире появился новый мейнстрим – метавселенные. Если до этого времени обычные люди вряд ли знали об отличиях между виртуальной и дополненной реальностью, то в 2022 году информация о метавселенных и их перспективах лилась едва ли не из каждого чайника. Идея логична: крупные корпорации вкладывают в оборудование и в технологию миллионы денег, а выхлопа нет. В дело вступает маркетинг.

Подключается к этому и криптовалютный мир. Decentraland, Sandbox активно продвигают варианты отдельных метавселенных как игровых пространств, где можно зарабатывать реальные деньги. Правда, в крипте. Этакая замена социальным сетям и виртуальным сетевым играм. Однако попытки популяризации Metaverse не увенчались успехом. Проблемы метавселенных существенные и это значит, что вряд ли мир в ближайшие 5 лет захлестнет волна новой эры цифровых технологий.

Проблемы метавселенных – почему пользователи не торопятся приобщаться к новым технологиям

Подразделение Reality Labs снова принесло убыток. Расходы на VR-бизнес достигли $3,99 млрд за I квартал 2023 года, а выручка — $339 млн. За 2022 год Meta вложила в подразделение 13,7 млрд долл. США. В 4-м квартале 2021 года убыток составил 3,3 млрд, в октябре-декабре 2022 года – 4,28 млрд, суммарный убыток – 13,7 млрд долл. США. Идея Марка Цукерберга пока не дала ожидаемых результатов.

Похожая ситуация и у криптовалютных метавселенных, чей сегмент приостановил интенсивный рост. Отсутствие значимых результатов затормозило разработку других аналогичных проектов.

Проблемы метавселенных:

  • Проблема трафика. У каждой метавселенной свои технические требования. Какой-то платформе достаточно гарнитуры, какой-то – VR-шлем. Одни метавселенные отлично работают с ПК, другие в большей степени разработаны под смартфон. У кого-то шлемы вызывают проблему с вестибулярным аппаратом, кому-то гарнитура не по карману. Следствие – у метавселенных нет постоянной аудитории, которая в попытках найти что-то свое в конечном счете уходит в привычное игровое пространство.
  • Несовместимость миров. Заработанные достижения нельзя перенести с одной метавселенной в другую.  В играх – аналогично. Тогда смысл тратить деньги на виртуальное оборудование, если конкурентных преимуществ нет?
  • Нет качественного контента. Для развития своего игрового пространства нужно разбираться в 3D-моделях, выполнять сложный набор действий. Идея работает, когда над развитием аватара/участка работает команда, где каждый отвечает за свое направление. Или когда человек заказывает какой-то продукт в метавселенной разработчикам. Но пользователи не хотят сложностей.
  • Проблема юридического регулирования. Законодательство еще толком не разобралось со статусом криптовалют, потому о метавселенных речь не идет. Но уже сейчас в метавселенных появились проблемы юридического характера. Например, использование образа героя без разрешения его владельца. Действия с характером жестокости (насилие игровых персонажей), доступ к игровым азартным секторам до 18 лет и т.д. Пока что регуляция лежит на разработчиках метавселенных, но свод правил поведения в метавселенных не установлен, нет юридических норм, в соответствии с которыми он должен быть разработан. Да и сами пользователи пользовательские соглашения не читают. Это проблемы пользователей, но обиженный игрок, у которого заблокировали в метавселенной аккаунт, уже в нее не вернется.
  • Проблема права собственности. Отдельная юридическая проблема метавселенных. У Decentraland была неприятная ситуация. Один человек управлял участками нескольких пользователей с их согласия. Своего рода доверительное управление. Разбор полетов показал, что часть прибыли от управления он распределял в свою пользу. То есть обманывал пользователей. Проблему устранили, но юридических инструментов для наказания виновных нет.
  • Проблема платежных методов и монетизации. Каждая метавселенная старается раскрутить свой токен. И доступные платежные методы для ввода/вывода токенов зависят от того, на каком блокчейне метавселенная размещена. Пользователи вынуждены проводить промежуточные транзакции для конвертации одной монеты в нужный токен. Это расходы на комиссии.
  • Проблема продвижения стартапа. Интерес пользователя нужно постоянно поддерживать. Человек, который «немного поиграл», в проект уже не вернется, если не будет заинтересован. Здесь работает классический маркетинг: периодические бонусы, акции, развлекательный ивент. Но это все дополнительные расходы, которые не факт, что окупятся.

Эйфория от того, что скоро весь мир окунется в новые цифровые технологии, постепенно проходит. Проблемы метавселенных показывают, что эра новых коммуникационных инструментов наступит нескоро. По крайней мере, прогнозы входа метавселенных в обывательский мир через 10 лет кажутся фантастикой.

Рубрики:

Теги: