Пошаговая инструкция по финансовому анализу компании. Анализ отчетности

·

·

2 мин.

В предыдущем обзоре вы познакомились с тем, как проводит общий анализ состояния экономик стран и отраслей перед выбором бумаг для инвестирования. Следующий шаг – анализ самой компании, конкурентов и сравнение параметров между собой.

Внутренний анализ компании

  1. История развития. Это нужно знать хотя бы для общего развития.
  2. Сегмент бизнеса. Нюанс. Компания может работать в разных направлениях и иметь консолидированную отчетность. У крупных корпораций это может быть розничный бизнес, технологические направления и т.д. Желательно найти информацию как в разрезе направлений, так и консолидированные данные.
  3. Ключевые продукты. Их перспективность, конкурентоспособность, эластичность спроса. Пример: ставка технологических компаний на метавселенные и искусственный интеллект. Первый вариант стал причиной падения акций Meta, чье подразделение декларирует убытки. Второй вариант наоборот ощутимо увеличил стоимость акций.
  4. География бизнеса. Охват рынков, конкуренция с местными компаниями. Важно оценить стабильность будущего спроса, влияющие на спрос факторы и тем самым предусмотреть потенциальные риски.
  5. Основные потребители. Зависимость компании от постоянного спроса, способность компании быстро изменить структуру бизнеса, перестроить производство, найти новые рынки сбыта.
  6. Стратегическое развитие на ближайшие несколько лет. Понимание того, во что и куда собирается инвестировать компания, какие направления планирует развивать, даст информацию о долгосрочных перспективах.
  7. Ключевые собственники. И их доли в компании. Чем меньше влияние на стоимость акций институциональных инвесторов, тем лучше. Если речь о долгосрочном инвестировании. Пример Илона Маска и Tesla показывает, что иногда на высказываниях ключевых собственников можно заработать в краткосрочной перспективе. И часто на коротких позициях.
  8. Дивидендная политика. Имеет краткосрочное влияние на котировки в определенные периоды.

Анализ отчетности компании строится на: балансе, отчете о финансовых результатах, отчете о движении денежных средств. Ключевые показатели: денежные средства, долги (кратко-, долгосрочная задолженность), дебиторская и кредиторская задолженность, включая просроченную, собственный и оборотный капитал, выручка, валовая и чистая прибыль.

Финансовая отчетность – это базовая информация, на основе которой рассчитываются мультипликаторы. Основные – EBITDA, P/E, ROA, ROC, коэффициенты ликвидности и т.д. Подробнее о них рассказано в обзоре Фундаментальный анализ компании.

Поиск информации. Это одна из ключевых проблем внутреннего финансового анализа. Компанию оценивают по мультипликаторам, но как получить их значения? Вариантов несколько:

  • Рассчитать своими силами. У большинства крупных компаний финансовая отчетность публикуется на сайте в открытом доступе. Вы можете рассчитать значения базовых индикаторов сами. Но есть нюансы. Например, разный подход к расчету – региональный и международный. Зависит от страны и стандартов. Вопрос в том, какую строку баланса и других отчетов брать. Надежно или нет – вопрос.
  • Взять данные с сайтов компаний. Правда, вопрос в их достоверности. Каждая компания может их рассчитывать по-своему, приукрашивая в рамках допустимого. Сравнить мультипликаторы между собой – сможете, сравнить один мультипликатор разных компаний – нет.
  • Аналитические ресурсы. Они агрегируют данные и сами рассчитывают мультипликаторы. Например, Finviz, Twelvedata. Первый – аналитический портал, второй – сервис поставки информации при оформлении подписки. Как они рассчитывают мультипликаторы – вопрос. Но если методика одна, хотя бы можно увидеть общую картину.

В идеале данные по мультипликаторам из всех трех источников должны совпасть.

Каким бы не был точным анализ, есть фактор неопределенности. Наибольшая волатильность наблюдается в момент публикации финансовой отчетности. Также на котировки влияют отраслевые события. Если вы нацелены на долгосрочное инвестирование, временные просадки лучше пережидать.