Чего опасаться долгосрочному инвестору

·

·

2 мин.

Долгосрочное инвестирование чаще всего выбирают люди, которые не готовы заниматься активным трейдингом и глубоко разбираться в специфике рынков. Активный трейдинг требует постоянного контроля за графиками, готовность к убытку. Долгосрочное инвестирование предполагает покупку актива и удержание его, игнорируя просадки. Средняя годовая доходность фондового индекса S&P 500 за 10-12 лет – около 12% с учетом просадок. В отдельные года индекс показывал доходность более 40%. Казалось бы, «долгосрок» — хорошая альтернатива депозитам или облигациям. Но есть нюансы. Чего опасаться долгосрочному инвестору – разбираемся в обзоре.

Подводные камни долгосрочного инвестирования

Для долгосрочного инвестирования подходит далеко не каждый инструмент. Валютные пары держатся в коридоре, потому подходят скорее для диверсификации рисков: проблемы в США – евро растет, проблемы у Европы – растет доллар. Для «долгосрока» лучше всего подходит сводный портфель: акции компаний разных отраслей (ритейл, технологические, энергетические компании), фондовые индексы, золото как защитный актив.

Чего опасаться долгосрочному инвестору:

  • Инфляция. Она есть в любом случае и вопрос в ее значении. Например, при средней доходности S&P 500 12% реальная доходность меньше. Если раньше инфляция в США составляла 2-3%, то последние два года она переходила отметку 6-7%. И при фактической доходности инвестиций 5-6% в год возникает вопрос: может стоит поискать более выгодные направления?
  • Проблема компании. Крупные корпорации, которые десятилетия считались лидерами отрасли и показывали рост, могут уйти в забвение. И причина не только в устаревании технологии. Причина может также быть в неспособности конкурировать. Пример – General Electric. Акции могут падать и по причинам внутренних конфликтов или судебных разбирательств. Как быстро их цена затем восстанавливается – вопрос сложный.
  • Изменения в законодательстве. Торговые войны, пошлины, повышение налогов, изменения в лицензировании. Все то, что может повлиять на изменение спроса и увеличить/снизить расходы. Например, сегодня во всем мире на iPhone 15, завтра люди начинают увлекаться подешевевшей техникой виртуальной и дополненной реальности. Акции ее производителей с запатентованной технологией растут, акции Apple идут вниз.
  • Глобальный кризис. Согласно волновой теории, они происходят регулярно. 2000 – доткомы, 2008 – ипотечный кризис, 2020 – пандемия. Длительность кризиса – 1-2 года. Насколько быстро будет компания успевать из него «выкарабкаться» — вопрос.

Выводов здесь несколько. Во-первых, лучше инвестировать деньги в компанию, чьи акции показывают восходящий тренд на участке 20 лет. В момент кризиса они должны быть устойчивы – не должно быть глубоких просадок или должны быть быстрые восстановления. Здесь логичнее было бы привести в пример ритейл и производители товаров первой необходимости. Но, например, Unilever с брендами Axe, Knorr, Dove никак не может выйти в плюс даже по итогам пяти лет.

Во-вторых, нужно отойти от стратегии 12-ти лет. Хотя этот подход встречается часто, он применим к устойчивым компаниям. Для неустойчивых, цикличных компаний правильнее подход с временным удержанием акций после покупки на дне.

Shell

Одна из крупнейших энергетических компаний никак не может пробить уровень сопротивления, несмотря на высокие цены на нефть и газ. Провалы совпадают с мировыми кризисами и торговыми войнами. Восстановление длится около 2-5 лет. Вывод: после очередного кризиса после разворота на дне, выждав 3-6 месяцев от прохождения дна, покупаем акции с горизонтом 3-5 лет. И да, к каждой компании свой подход: свой период разворота и восстановления.